11. Машиностроительный комплекс

1. Какие районы выделяются производством авто­мобилей (рис. 39)?
Автомобилестроение концентрируется в районах с выгодным географическим по­ложением по отношению к многочислен­ным предприятиям-смежникам — постав­щикам комплектующих изделий.

Как правило, — это районы с развитой транспортной сетью и высокой культурой производства: Поволжье (Волжский авто­мобильный завод, который производит 80% автомобилей в стране, Камский авто­мобильный завод в Набережных Челнах, автомобильный завод в Ульяновске, трол­лейбусный завод в Энгельсе Саратовской области), Волго-Вятский район (Нижего­родский ГАЗ производит более 50% грузо­вых автомобилей), заводы в Саранске и Павлово-на-Оке), Уральский (Ижевск,Миасс, Курган) и Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Голицыно).

2. Как вы считаете, почему автомобилестроение не представлено на Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке?

На Европейском Севере и в восточных районах страны нет условий, необходи­мых для развития машиностроения (они перечислены в ответе на предыдущий вопрос), мало там и потребителей. Поэ­тому в этих районах развиты только ав­тосборочные предприятия, например в Чите.

3. Объясните значение новых терминов, с кото­рыми вы познакомились в тексте.

Главные термины этого параграфа оп­ределяют такую специфику машино­строения, как кооперирование и специ­ализация. В Географическом энцикло­педическом словаре дано следующее толкование.

Кооперирование производства — форма производственных связей между специализированными пред­приятиями, совместно изготавли­вающими определенную продукцию.

Кооперирование обусловлено ростом об­щественного и территориального разделе­ния труда. По территориальному призна­ку оно подразделяется на внутрирайонное и межрайонное; по отраслевому — на внутриотраслевое и межотраслевое. В со­ответствии с существующими видами спе­циализации производства выделяют три вида кооперирования: агрегатное, поде­тальное и технологическое. В зависимос­ти от длительности сроков осуществления кооперирование подразделяется на посто­янное и временное.

Специализация производства — форма общественного разделения труда и организации общественно­го производства. Специализация отра­жает процесс сосредоточения производст­ва отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, про­изводствах и на специализированных предприятиях. Специализация способст­вует увеличению производства продукции и повышению ее качества, росту произ­водительности труда.

В различных отраслях хозяйства специ­ализация имеет свои особенности. Напри­мер, в промышленности различают пред­метную специализацию (выпуск однотип­ной продукции), подетальную (изготовле­ние определенных типов узлов, деталей, заготовок), технологическую (выполне­ние определенных операций или стадий производства).

4. Составьте схему основных межотраслевых свя­зей в машиностроении. Как вы думаете, машино­строение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую оче­редь поставляет им свою продукцию?

Ваша схема должна включать отрасли и комплексы, которым машиностроение поставляет свою продукцию (ТЭК, АПК, комплекс по производству конструкцион­ных материалов — металлургия и хи­мическая промышленность, лесной ком­плекс, инфраструктурный комплекс) и отрасли, поставляющие для машино­строения сырье (химическая и легкая промышленность, металлургия и др.). В большинстве случаев стрелки на схеме будут показывать их взаимный обмен.

5. Проанализируйте продукцию машиностро­ения у себя дома. Где она произведена? Найдите на карте ее «родину». Оцените качество продукции.Какие из этих предметов не знали ваши родители в юности?

 

К сожалению, большая часть бытовой техники в наших квартирах имеет иностранное происхождение. В основном она произведена в странах Юго-Восточной Азии, где дешевая рабочая сила сочетается с высокой дисциплиной труда. Многие из привычных для вас сегодня устройств (например, компьютеры, микроволновые печи, кондиционеры, сотовые телефоны) ваши родители не знали в детстве. Часть приборов выглядела совсем иначе (напри­мер, телевизоры, стиральные машины).

6. Сравните Россию с другими странами по про­изводству автомобилей. Какие отечественные и за­рубежные автомобилестроительные фирмы вы знаете?

Россия существенно уступает ведущим странам как по количеству, так и по каче­ству выпускаемых автомобилей. Лидером в автомобилестроении в данное время яв­ляется Япония (фирмы «Хонда», «Нис­сан», «Тоёта», «Мицубиси», «Судзуки»), за ней следуют США (крупнейшая в ми­ре американская автомобильная компа­ния «Дженерал моторс» (General Motors Corporation), «Форд мотор» (Ford Motor Company), и Германия («Мерседес», БМВ, «Ауди», «Фольксваген»).

В 1980 г. Япония обогнала США по про­изводству легковых автомобилей. Фили­алы японских фирм успешно развернули производство своих моделей даже в США и Великобритании.

В США по данным за 2000 г. 28% лег­ковых машин изготавливается на мест­ных дочерних заводах японских фирм. В начале XXI в. заводы, выпускающие легковые автомобили, действовали в 37 странах. Они производили в год 42 млн автомобилей 122 разных марок. Среди российских автомобильных заводов сле­дует выделить ВАЗ, ГАЗ, Камаз.

7. Считаете ли вы, что уровень развития машино­строения определяет уровень развития страны?

Машиностроение создает средства про­изводства, поэтому существенно влияет на развитие других отраслей промышлен­ности, на темпы и направление науч­но-технического прогресса, на рост производительности труда и другие экономиче­ские показатели, определяющие эффек­тивность общественного производства и, следовательно, уровень развития страны в целом.

Правильность этого положения доказывается и тем, что все лидеры машиностроения являются высокоразвитыми стра­нами.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.