А. К. Толстой. Князь Серебряный. Оцените мастерство создания интерьера в романе.

Какую роль в развитии сюжета играет Елена Дмитриевна Морозова? Какие обряды, обычаи, при­меты быта связаны с изображением этой героини?
В романе «Князь Серебряный» несколь­ко героев и лишь одна героиня. Елена Дмитриевна, несомненно, близка лермон­товской Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова. Работая над романом, А. К. Толстой был под сильным влияни­ем «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашникова». Создание облика русской красавицы той поры, с одной стороны, ос­новано на традициях далекой эпохи, с другой — опирается на нормы поведения и общения с окружающими молодой жен­щины, по убеждениям самого автора. Ге­роиня не смеет играть сколько-нибудь за­метную роль в отношениях своих близ­ких, стремясь полностью раствориться в их решениях, судьбах, поступках. Суще­ство подчиненное, почти порабощенное, она ухитряется сохранить свое достоинст­во, стремясь если не помочь близким, то хотя бы не навредить им. Преданность, покорность в исполнении своих неизмен­ных обязанностей, умение видеть и при­нимать сложившуюся ситуацию такой, какова она есть, — вот достоинства геро­ини — жены, друга, помощницы.

Видите ли в романе лишь одну сюжетную линию, связанную с любовью князя Серебряного и Елены Дмитриевны, или есть и другая, показы­вающая отношения царя и независимого князя?

В центре сюжета романа, который по­вествует о судьбе князя Серебряного, на­ходятся события, которые происходили в России, начиная с 1565 года. Узловые моменты жизни князя тесно переплета­ются с важными для страны свершени­ями.

Почему народ в романе представлен глав­ным образом «станичниками» — беглым и разбой­никами?

Сюжет исторического произведения с романтическими героями развертывается на фоне не менее романтическом. Лихая вольница «станичников»-разбойников с их анархией и разнузданными повадками была прекрасным фоном для трагическо­го сюжета.

Как автор использует устное народное твор­чество и как, по вашему мнению, к нему отно­сится?

Автор очень охотно обращается к са­мым различным жанрам устного народно­го творчества. В романе мы находим и сказки, и предания, и исторические пес­ни, и россыпь произведений малых жан­ров фольклора. Обилие пословиц и пого­ворок в речи повествователя — яркая чер­та романа. Так автор демонстрирует свою позицию по отношению к языку художе­ственной прозы, свои эстетические и фи­лософские взгляды.

Автор использует произведения фольк­лора и в композиции романа, включая их в самые ответственные главы и давая да­же комментарии к ним, чтобы более точно и с учетом народного мнения описать конкретное событие. Так, сюжет о попытке царевича свергнуть отца и ответной ре­акции Грозного, А. К. Толстой берет из народной песни и снабжает своими ком­ментариями, хотя в истории такой эпизод не зафиксирован.

Оцените мастерство создания интерьера в романе. Приведите примеры наиболее заинтере­совавших вас описаний.

В произведениях А. К. Толстого всегда очень ярок и убедителен слой бытового материала, который доносит до нас атмо­сферу эпохи. Он описывает и боярские, и царские палаты, и мельницу. Всегда эти описания не только точны, но и с боль­шим интересом и уважением, даже лю­бовью воспроизводят важнейшие мелочи и самих предметов и их использования. Как пример можно привести описание пи­ра в главе 8. И расположение столов, и то, как сидят за ними гости, и порядок уго­щения, и весь праздничный ритуал опи­саны подробно, неторопливо, добротно. У читателя создается иллюзия чуть ли не участия в этом многочасовом сидении за пиршественным столом.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.