Анализ песни Высоцкого В.С. «Песня о земле»

«Песня о земле»

«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря».

Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою правоту в споре со скептиками и слабыми духом людьми.

Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение («Кто сказал, что зем­ля умерла», «…Она почернела от горя», «Обнаженные нервы земли Неземное страдание знают» и т.д. ). Земля, таким обра­зом, выступает в произведении как живое существо, которое способно петь и страдать. Образ земли воплощает душу Рос­сии, которую нельзя покалечить, как ее многострадальный лик, изуродованный, израненный воронками и траншеями.

Земле изначально присуще материнство как неотъемлемое и естественное качество. Все попытки уничтожить на ней жизнь тщетны и несостоятельны. Одновременно с этим под­черкивается целительная сила времени.

Примечательно, что B.C. Высоцкий изначально не разделяет землю на свою и чужую. Хотя речь в стихотворении идет прежде всего о судьбе измученной войной родины, в произведении про­является в определенной степени и планетарное мышление по­эта, которого волнует любое человеческое горе на свете.

В финальной строфе поэт выражает непоколебимую уве­ренность в том, что земля «вынесет все, переждет». Он спорит с теми, кто не верит в будущее и думает, что земля «замолчала навеки». Особое значение в этой связи в финале приобретает образ песни, воплощающий идею духовного возрождения, веру в лучшее будущее и преодоление невзгод, связанных с войной.

Создавая образ израненной земли, B.C. Высоцкий вместе с тем изображает войну как «неземное страдание» и величайшее из бедствий. Обобщенный образ страдания земли невольно проецируется на судьбу каждого ее жителя, познавшего боль, смерть и духовное опустошение, отчаяние, которое непремен­но нужно преодолеть для того, чтобы жизнь на земле вновь пошла обычным чередом, чтобы воплотилось животворное начало в народной песне, к которой, несомненно, восходят ис­токи творческого таланта B.C. Высоцкого.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.