Анализ произведения И. А Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» показывает, насколько ничтожными могут быть деньги, планы и мечты перед лицом смерти. Произведение написано в форме притчи и изначально называлось «Смерть на Капри». Но с первыми же строками Бунин понял, что важна не смерть, а жизнь.

Сам рассказ пронизан символизмом, метафорами и аллегориями.
Господин из Сан-Франциско не имеет ни имени, ни фамилии, как и его семья. Это собирательный образ внезапно разбогатевших людей, которые сумели воспользоваться войнами, революциями и лишь приумножили свои богатства, эксплуатируя других. Отсутствие знатного титула нисколько не смущает таких людей, ведь они могут позволить себе купить шубу из горностая и красный бархатный плащ, как у царственных особ.

Наследный принц, путешествующий инкогнито, напротив, отличался скромностью в одежде и в поведении. И даже в своей скромности он привлекал внимание и притягивал людей. Он молча смотрел на эту ярмарку тщеславия, и, видимо, лишь благодаря нелепой случайности оказался вместе с ними на пароходе, с символичным названием «Атлантида». Согласно легенде Атлантида уничтожила себя сама, и именно поведение жителей стало причиной гибели целой цивилизации.

«Атлантида» плыла в Старый Свет и её пассажиры упивались теми благами, что давали им их деньги.

Вахтенные мёрзнут на палубе под ледяными ветрами, во чреве судна грязные и потные кочегары бросают лопату за лопатой уголь в разинутый зев топки, а в залитом светом танцевальном зале богачи танцуют, пьют ликёры и веселятся.

Господин из Сан-Франциско с семьёй отправился в путешествие не потому что ему это интересно, а потому что так принято в том кругу, к которому он принадлежит. Модно ходить в музеи, посещать церкви, знаменитые купальни и все те места, которые так расписывают в путеводителе для богатых туристов. Это условности, глупые и тщеславные, но богачи обязаны им слепо следовать.

Бунин «Господин из Сан-Франциско», анализ произведения

Неаполь встретил господина из Сан-Франциско не ласково. Сырость, туман, вонь протухшей рыбы, но статус обязывал господина посещать те места, куда ходят люди «его сорта».

Семью господина из Сан-Франциско ублажают и обслуживают. Всё это «грязные людишки» и господин понимает, что улыбаются ему исключительно ради чаевых. И он раздаёт чаевые, не стремясь, никому понравиться. Ему не нужны, ни любовь, ни хотя бы симпатия. Все его чувства умерли давно, и осталась лишь бездушная оболочка, подчиняющаяся тем правилам, которые диктует высшее общество.

Так принято, что в ресторане нужно заказать множество дорогих заморских блюд, а врождённая жадность диктует съесть всё. Потом горничная принесёт грелку для желудка, чтобы облегчить страдания обжор. Для этого в приличных гостиницах есть специальная горничная, и владельцы заботятся о своих постояльцах, чтобы на завтра они пришли в норму и снова пришли в ресторан.

Капри стало конечной точкой путешествия господина из Сан-Франциско. На этот остров приезжают, чтобы взглянуть на руины дома, принадлежавшего некогда очень богатому, похотливому и мерзкому человеку. Его запомнили именно благодаря его жестокости, и это притягивало богачей. От некогда величавого замка на скале остались лишь руины, а нынешние туристы живы и могут потешаться над тем, кого уже нет.

Что убило господина, прямо перед накрытым для него ужином? Бунин описывает процесс одевания господина, но в этом есть иносказательный смысл. Господин надевает рубашку и не может с первого раза застегнуть воротничок. Ведь этот воротничок душит его, но так принято, так надо. С трудом застегнув запонку под горлом, господин надевает галстук и ещё туже завязывает его, то есть, душит сам себя. Что послужило причиной смерти – автор не уточняет, по его описанию господин задохнулся прямо в читальне отеля, где он ожидал жену и дочь. Но его задушил не воротничок и не галстук. Это жадность, спесь, желание выглядеть тем, кем он не является.

Господин умер, и сразу исчезла та аура богатства, которая окружала и защищала его семью. Он стал обузой для прислуги и для хозяина отеля, которые тут же захотели избавиться от тела. Ведь другим постояльцам не нравится жить в отеле, в одной из комнат которой лежит труп. Горничные и портье потихоньку передразнивают умершего господина и заливаются счастливым смехом.

При всех деньгах господина, для него не нашлось даже достойного гроба. Тело уложили в деревянный ящик из-под содовой воды, согнув ему ноги в коленях. Неделю ящик с телом перевозили из одного грязного сарая в другой, и Господин из Сан-Франциско уже именовался «мёртвым стариком из Сан-Франциско». От былой почтительности к господину не осталось и следа, он стал помехой для всех и предметом насмешек.

По иронии судьбы тело господина на Родину отвозит тот же пароход Атлантида. Но было оно не в уютной и светлой каюте, а в грязном трюме, куда не заглядывали ни обслуга, ни матросы, ни тем более пассажиры. Господин умер, а в танцевальном зале по-прежнему льётся музыка, по-прежнему столы ломятся от кушаний, а господа развлекаются не думая о том, что однажды они могут оказаться в том же трюме, что и мёртвый старик. Вчерашние друзья его забыли и он стал никому не нужным телом.

Анализ произведения Бунин «Господин из Сан-Франциско» говорит о том, что оно написано в духе мистического реализма. Бунин не склонен был писать в этом стиле, тем не менее современники признают этот рассказ самым ярким образцом мистического реализма. Западные критики упрекали Бунина за излишний морализм и тягу к социальному равенству. Однако, Бунин не винил богачей за деньги, он лишь указывал на отсутствие духовности и вседозволенность сребролюбцев. По мнению писателя, это живые люди с мёртвыми душами. Никто про них не вспомнит, когда они покинут этот мир. На их место придут другие, которые будут плясать на их костях, потому что они могут себе это позволить.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.