Анализ стихотворения Державина Гром

Стихотворение Г.Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека — его одиночество средь сил природы и его единение с ними; его слабость и сила перед стихией; его размышления о том, если Бог или человек — царь Вселенной. Эти проблемы и рассматрива­ются поэтом в стихотворении «Гром».

Лирическое произведение Державина — гимн стихии, ода природе и Богу-Творцу. Для восхваления Творца поэт обращает­ся к классицистическому жанру оды, соблюдая ее основные ка­ноны: особенности построения (каждая строфа состоит из десяти стихов, используемый размер — четырехстопный ямб), употреб­ление слов высокого «штиля» (церковно-славянская лексика, старославянизмы), сочетание абстрактных понятий с конкрет­ными («колесница грома»).

Лирический герой разговаривает с природой и Богом один на один, вокруг него нет мира людей с их мелкими, ничтожными желаниями и страстями. Лирический герой один на один с вели­кой тайной Бога, он немного пророк, преемник «тяжелой колес-

ницы грома», он призван понять природу и рассказать об этом понимании людям. Лирический герой пытается проникнуть в глубинные тайны мироздания, узнать сущность Бога в религиоз­но-стихийном смысле, ведь перед нами сам Бог во всем его ве­личии и первозданности.

Стихотворение «Гром» построено при помощи кольцевой композиции. Вначале поэт говорит о грозности, величии ужа­сающей стихии, о страхе перед ней и заканчивает он также вос­торгом, восхвалением грозной стихии. Такая композиция позво­ляет понять, что гром — не только кара Божья, но и защита людей.

Ритм стихотворению придают повторы слов, риторические вопросы, восклицательные и побудительные предложения:

О гром! гроза духов тех гордых,

Кем колебался звезд престол!

Используемая в стихотворении антитеза — контраст грозы и ясного дня помогает понять, что в мире царит диссонанс, и пока люди не будут верить в Творца, среди них будет существовать дисгармония.

Использование в стихотворении возвышенной лексики (хаос, Творец, Бог), устаревших слов (порт, хлябь, перст), античных образов (зефиры) предает произведению торжественность. Цве­товая и звуковая гамма стихотворения создается благодаря мас­терскому использованию художественно-выразительных средств (цветовых эпитетов, красочных метафор, олицетворений), алли­тераций, ассонансов. Чтобы изобразить тишину, умиротворение, наступающие после грозы, поэт использует сочетание глухих со­гласных с сонорными:

Утихло дуновенье бурно,

Чуть слышен шум и серный смрад;

Пространство воздуха лазурно И чела в злате гор горят.

Могущество природной стихии подтолкнуло поэта к размышлениям о величии Бога, о безбожниках и верующих, а все произведение заканчивается настоящим гимном грому. Поэтому гром можно рассматривать как метафорическое изображение яв­ления воли Бога. Стихотворение Державина «Гром» настолько эмоционально, экспрессивно, настолько красочна изображенная картина грозы, что, думается, именно гром — вестник Бога был источником вдохновения поэта.