Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

 «Пророк» (1826). В основе стихотворения Пушкина сюжет библейской притчи: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми ус­тами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда при летел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие т вое удалено от тебя и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня, И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слу­хом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» (шестая глава «Книги пророка Исайи»), Личное, индивиду­альное уходит на второй план, в центре произведения — пере­живания судьбы времени, народа. Как и во имя чего жить? Ка­ким быть? Свои идеи поэт возводит до уровня глобального, всечеловеческого обобщения. Композиция стихотворения венча­ется гласом Божьим:

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Пророк является предсказателем. Именно поэт должен быть пророком и вести за собой в будущее. Чтобы жить во имя чело­веческого, поэт должен пройти через пучины страданий и через отрицание себя прежнего. Человек воскреснет, если услышит го­лос Бога. Через страдания и муки поэт приходит к пророческому дару Стихотворение «Пророк» относится к философской лирике Пушкина: если нет духовной жизни, то человек ощущает себя в пустыне. Особую роль в стихотворении играют символы и ста­рославянизмы. «Пророк» — в религиозно-мистическом пред­ставлении — провозвестник, истолкователь воли Бога. «Сера­фим» — в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми. «Ангел» — по учению христианской религии — доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона — злого духа), действующего по воле бога. «Перепутье» — образ- символ выбора собственного пути, своего предназначения. Поэт-пророк является обладателем «вещих» глаз: видит сквозь время, но он созерцает не только прекрасное, божественное, но и жизнь во всей ее полноте:

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.