Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» Пушкина

«Я помню чудное мгновенье…» (1825). Стихотворение по­священо Анне Петровне Керн и имеет реальную предысторию. Пушкин познакомился с Анной Керн в Петербурге еще в 1819 году и встретил ее в Тригорском летом 1825 года. Поэт вручает ей стихи 19 июля 1825 года, в день ее отъезда из Три- горского. Вот как вспоминает об этом А. Керн: «Когда я соби­ралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвра­щать: насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах». Михаил Иванович Глинка сделал на них прекрасную музыку». Тригорское — соседнее с Михайловским село, принадлежавшее Прасковье Александровне Осиповой (тетушке А. Керн). Во время своей ссылки в Михайловское Пушкин неоднократно ез­дил в Тригорское, где, по его словам, находит «сень успокое­ния». Живая стихия конкретной реальности определяла работу Пушкина над стихотворением: композиционно в послании можно выделить три части, по две строфы каждая, соответст­вующие первой встрече, годам разлуки и новой встрече с

А.П. Керн. Такое построение стихотворения позволяет сделать вывод: оно «во многом автобиографично: в сжатых стиховых формулах в нем запечатлены различные этапы жизненного пу­ти самого поэта». Но рассматривать произведение в биографически-бытовом плане не следует, так как для поэта решающее значение имеет предельное обобщение. Стихотворение Пушки­на — это не только произведение о любви к конкретной жен­щине, а скорее о роли любви в жизни человека. Любовь в дан­ном случае — это не столько взаимоотношения между мужчиной и женщиной, сколько состояние души поэта. Образ возлюбленной, воплощающий красоту, чистоту и любовь, весьма отвлечен, обобщен. В стихотворении есть скрытый ли­рический сюжет. Но для поэта важны не сами события, а со­стояние изменения души. Само течение времени приглушает любовь:

Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Жизнь бывает жестока к любви, которая контрастирует с обыденной действительностью. Использованный прием аллитерации: «В глуши, во мраке заточенья / Тянулись тихо дни мои…» усиливает ощущение рутинности жизни без любви, утра ту смысла существования. Использованные повторы слов: «Без божества, без вдохновенья, / Без слез, без жизни, без любви» подчеркивают то, что теряет человек с уходом любви. Слово лю­бовь в смысловом ключе является ведущим, оно замыкает сло­весный ряд, вбирая значения всех предшествующих слов. Стихотворение относится и к философской лирике, так как каждый человек способен испытать подобные переживания. Если рас­сматривать данное стихотворение не только как произведение любовной поэзии, то в финале поэт говорит не столько о приходе конкретной женщины, а о возвращении любовного чувства:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Повторяющийся союз и подчеркивает взаимосвязь жизнен­ных явлений: божество рождает вдохновение, является частью самой жизни со всеми ее страданиями и истинной любовью. Жизнь бессмысленна без любви.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.