Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) был одним из образо­ваннейших людей своего времени, оказавшим большое влияние на развитие литературы. Он выступал как поэт, прозаик, литера­турный критик, переводчик, историк литературы, издатель. Он хотел создать новую поэтическую школу, опираясь на творческие открытия французских символистов. В его ранней поэзии ощутимо влияние Бодлера, Верлена, Рембо. В стихотворении «Творчество» поэт раскрывает суть поэзии как «тени несозданных созданий» — действительность невозможно познать, поэзия способна лишь пе­редать ее тайну в звуках и тенях. В стихах сборника «Tertia Vigilia» («Третья стража») возникают древние Египет, Греция, Рим, ре­альные исторические лица, герои мифов. Символично само назва­ние книги: ночное время римляне делили на четыре части (виги­лии, стражи). Третья вигилия приходилась на самое глухое время ночи — после полуночи и до начала рассвета.

Брюсов создает образы героев деятельных, страстных, дерз­ких — «любимцев веков». Его привлекает ницшеанский образ сверхчеловека, воплощенный в великих поэтах («Данте»), пол­ководцах («Ассаргадон», «Баязет», «Александр Великий»). Нача­тую в «Третьей страже» урбанистическую тему поэт развивает в сборнике «Urbi et orbi» («Граду и миру») (1903). Образ города противоречив. В городе воплощены культурные и материальные ценности («Париж», «Венеция», «Мир»), в нем дышит история. Но здесь и тяжкий труд, бессилие человека перед каменной сте­ной действительности, ощущение апокалипсиса («К Медному всаднику», «Каменщик», «Москва»).

В русской литературе сравнение поэзии с кинжалом можно найти в творчестве Пушкина, Лермонтова. Продолжил эту тра­дицию и Брюсов. В его «Кинжале», эпиграфом к которому слу­жат лермонтовские строки, поэт горд, уверен в себе, он вторит «грому с небосклона», ибо он «песенник борьбы». Покорным поэт быть не может.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

Как прежде, пробежал по этой верной стали,

И снова я с людьми, — затем, что я поэт.

Затем, что молнии сверкали.

Брюсов чутко уловил катастрофичность времени. В стихах сбор­ника «В такие дни», посвященных революции, время предстает в грозных, но отвлеченных картинах. Революцию Брюсов видел как разрушительную силу, вал, движущийся «по еще не открытым Парижам». Он предрекал нашествие «грядущих гуннов». Но с ними поэт связывал мечты о свободе, поэтому воспевал русскую рево­люцию. В сборнике «В такие дни» революционная Россия сравни­вается с «огненным скоком всадника», дробящего «тяжелым ко­пытом /Обветшалые стены веков» («К русской революции»).

Брюсов — поэт интеллектуальный. Некоторые его стихи мож­но определить как своеобразные рифмованные трактаты, в ко­торых поэт стремился быть на волне новых научных открытий, сделать их достоянием читающей публики («Мир электрона», «Светоч мысли»). Поэт смело вводил в поэзию научные понятия и определения. В более позднем сборнике «Последние мечты» (1920) Брюсов обращается к библейским образам и сюжетам, придавая им этическое значение (цикл «Образы святые»).

На этой странице искали :

  • валерий яковлевич брюсов краткая биография
  • валерий брюсов краткая биография
  • брюсов краткая биография