Биография Василий Макарович Шукшин

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) начал писать, бу­дучи студентом режиссерского факультета ВГИКа. Дебютировал он в 1961 г., когда в журнале «Октябрь» были опубликованы рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь», «Экзамен». Через два года вышел первый сборник рассказов «Сельские жители». Рас­сказы «Классный водитель» «Гринька Малюгин» легли в основу сценария фильма «Живет такой парень…». Конец 60-х — начало 70-х годов — пик творческой активности писателя. В это время он пишет множество рассказов, роман «Любавины» (1965), повесть «Там, вдали…» (1966), киносценарий о Степане Разине (1968) , ро­ман «Я пришел дать вам волю» (1971), киноповесть «Калина крас­ная» (1974) и др.

Роман «Любавины» рассказывал о становлении Советской вла­сти в Сибири. «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибир­ской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым — с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть», — писал автор.

Всенародную любовь писателю принесла книга «Калина крас­ная» и одноименный фильм, который сам Шукшин поставил и сыг­рал в нем главного героя. История вора Егора Прокудина, пытав­шегося порвать со своим прошлым, была рассказана просто и душевно. В его образе воплотились многие черты шукшинских рас­сказов. Шукшин был многогранно одаренной личностью, он был прекрасным режиссером, искренним актером, трогательным про­заиком и драматургом. Писал он в разных жанрах, однако люби­мым для Шукшина был жанр рассказа. Многое из написанного в этом жанре писатель объединил в сборники «Земляки» (1970), «Ха­рактеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).

Шукшин создал особый тип рассказа: он почти лишен экспози­ции, построен на диалоге, имеет открытый финал. В центре изо­бражения необычный случай, который помогает раскрыть душев­ное состояние героя. Суть шукшинского рассказа в единстве комического и драматического, представленного с лирической ав­торской интонацией. Рассказ Шукшина несет в себе философскую концепцию человека и мира. Об этом позже он писал: «Мастерство есть мастерство, и дело это важное. И если бы писатель-рассказчик не сразу делал (старался делать) это главным в своей работе, а если главным оставалась его жизнь, то, что он видел, запомнил, хорошее или плохое, а мастерство бы потом приложилось к этому, получился бы писатель неповторимый, ни на кого не похожий… Человеческие дела должны быть в центре внимания рассказа». Герои шукшин­ских рассказов люди необычные, по определению писателя «чуди­ки». Появление подобных героев в рассказах Шукшина попытался объяснить писатель В. Белов: «Рожденному сибирской, то есть рус­ской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать на­циональный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура на­родного творчества. И, разумеется, в этом смысле появление такого художника вовсе не было для русской культуры какой-то особенной неожиданностью или феноменом». «Чудики» Шукшина — сельские жители, мечтающие о недостижимом: об изобретении лекарства от рака («Митька Ермолаев»), избавлении мира от микробов («Микро­скоп») и др. Важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. Интересна деталь: герои Шукшина почти не пока­заны в труде. Автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека.

Рассказ «Даешь сердце» начинается с необычного случая: «Дня за три до Нового года, глухой морозной ночью, в селе Николаевке… гулко ахнули два выстрела… И кто-то крикнул:

— Даешь сердце!».

Эта почти детективная завязка приводит к неожиданному раз­витию сюжета. Оказывается, что стрелял ветфельдшер Козулик, самый незаметный человек в Николаевке, появившийся здесь пол­года назад. И вот этот неразговорчивый мужик пятидесяти лет, «полный и рыхлый», выскочил ночью из дома и «дважды саданул из ружья в небо».

Его поступок озадачил всех, особенно участкового милиционера, который с нескрываемым удивлением узнает, что ночной «салют» произведен в честь небывалой победы в медицине: в далеком Кейп­тауне была впервые осуществлена пересадка человеческого сердца. Участковый не может понять мотивов поступка ветеринара.

Образом Козулина Шукшин опровергает ограниченность обед­ненных представлений о человеке и жизни. Его герой, названный участковым «шизей» и «контуженным», оказывается духовно выше и тоньше тех, кто призван вершить судьбы людей, хоть и в местном масштабе.

Финал рассказа печален: Козулину легче согласиться с тем, что он «шизя», чем объяснить свой поступок. К сожалению, говорит ав­тор, в нашей жизни нет места высоким порывам. Рассказ «Даешь сердце» несет в себе мысль о том, что в жизни человека всегда есть место для мечты, для высокого вдохновения, для понимания красо­ты поступков и свершений.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.