Блок. Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении «Россия»?

Сравните женские образы в стихотворениях «Девушка пела в церковном хоре…» и «Незна­комка».

В обоих стихотворениях перед нами выступают пленительные женские обра­зы, контрастно противостоящие реальной действительности. В первом стихотворе­нии девушка поет в церковном хоре мо­литвы за всех нуждающихся в помощи и поддержке. Она выделяется в хоре голо­сом, летящим в купол, и белым цветом платья, символом нравственной чистоты. Ее голос и молитвы, которые она поет, внушают людям веру в обретение светлой жизни.

Символами, характеризующими пою­щую в хоре девушку, выступают эпите­ты сладок по отношению к голосу и то­нок — к лучу, сияющему на белом плече. Эта символика свидетельствует о хрупкос­ти мечты, навеваемой пением в церковном хоре. Надеждам противопоставлена несбы­точность их в реальном мире: «Причаст­ный Тайнам, — плакал ребенок, О том, что никто не придет назад». Таким обра­зом, блоковская женщина выступает здесь символом нереального, Несбывшегося.

В стихотворении «Незнакомка» Пре­красная Дама появляется в реальном мире, обрисованном сниженными краска­ми, и контрастна ему своим потусторон­ним началом. В ней просвечивается призрачность, космичность, в ее облике сочетаются реальность («девичий стан, шелками схваченный») и ирреальность («дыша духами и туманами…», «и веют древними поверьями…»). Большую смыс­ловую нагрузку несет повтор «И каждый вечер…». С его помощью, а также с по­мощью образа Незнакомки противопо­ставлены духовность и бездуховность, безобразное и прекрасное, добро и зло, они каждодневно отрицают друг друга. Мир, одухотворенный образом Незнаком­ки, приходит в сознании поэта, вернее, в его фантазии, в «страшный мир», окру­жающий его. Образ этот хрупок, лишен конкретных очертаний, но он представля­ет собой сокровище, позволяющее остать­ся самим собой.

Чему посвящено стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»? Как соотносится первая строка с темой стихотворения?

Это стихотворение об одиночестве, о го­речи разлук, потерянном счастье, навсег­да ушедшей любви. Первая строчка рас­крывает еще один смысл этих стихов — любовь уводит человека от битв, от подви­га, в мир красивый, но далекий от жиз­ненных бурь. Стихотворение написано в очень грустной тональности. Героиня «милая», «нежная», но несчастная, она живет на «горестной земле», жизнь ее то­же терзает. Обратим внимание на слово «гордыня» в значении душевной неуспо­коенности, нежелания смириться. Имен­но гордыня заставляет ее уйти в неизвест­ность.

Почему некоторые исследователи рассматри­вают стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» как поэтическую параллель пушкинского стихотворения «Я вас любил…»? С помощью каких художественных средств создается Блоком жен­ский образ? Какова символика синего цвета в сти­хотворении?

И у Пушкина, и у Блока речь идет о любви прошедшей, безответной. Только у Пушкина, для которого «печаль… свет­ла», по отношению к адресату любовь еще не прошла, и он желает ей счастья и быть любимой другим, как когда-то им самим. Лирический герой Блока надломлен. Он произносит такие слова, как «уж не меч­тать», «все миновалось — молодость про­шла…», «я крепко сплю». И наконец, убирает своей рукой со стола портрет лю­бимой. В поэзии Блока синий цвет — сим­вол прекрасного, далекого, связывающего земной мир с иными мирами. Есть мне­ние, что синий плащ теряет свою матери­альную сущность и становится символом безмерного неба, поглотившего послед­нюю на земле «женственную тень».

Прочитайте стихотворение «6, я хочу безумно жить…». Какие чувства и желания являются для поэ­та самыми волнующими, сокровенными? Какие принципы, по убеждению Блока, должны быть определяющими для искусства, творчества?

Здесь изложены основные творческие принципы Блока — утверждение прекрас­ного в жизни, вера в добро и свет и же­лание трудиться во имя их будущего тор­жества. Утверждение всего сущего про­тивопоставлено тяжелому сну реального настоящего, рождающему угрюмое и тра­гическое восприятие жизни. Поэт наде­ется, что будущие поколения увидят свет­лое и жизнеутверждающее начало его поэзии, несмотря на ее трагическую то­нальность.

Как удается Блоку передать чувство любви к родине в стихотворении «Россия»?

Чувство любви к родине соединено у Блока в этом стихотворении с верой в ее достоинство и возможность будущего воз­рождения. Личная судьба автора и судьба страны — неразделимы.

Автор любит простую деревенскую при­роду, «разбойная красота» ее вызывает теплое глубинное чувство. Он отказывает­ся от жалости к родной стране — она достойна иного отношения: любования и восторга. «Прекрасные черты» — вот характеристика России. В стихотворе­нии мы ощущаем и гоголевские («Русь-тройка») и лермонтовские («Родина») мо­тивы.

Какие два лика России созданы в одноимен­ном стихотворении Блока? Как определяет поэт свое отношение к Родине?

Один лик — нищета России (избы се­рые, расхлябанные колеи, заботы), лик внешний. Другой, внутренний, выражает­ся через раскрытие ее духовной сущности, силы народа, вековых традиций. Отказ от жалости и бережное несение креста — вот основная тональность в выражении собст­венного отношения к родине. В сознании поэта возникают образы, символизирую­щие богатства России, «песни ветровые», «плат узорный до бровей», «разбойная краса», и, конечно, незабываемая природа.

С каким некрасовским стихотворением пере­кликается стихотворение «На железной дороге»? Почему стихотворение «На железной дороге» вхо­дит в цикл «Родина»?

Перекликается со стихотворением Не­красова «Тройка», в котором также выра­жены несбыточные мечты героини о до­стижении личного счастья. Там, в «Трой­ке», «подбоченясь красиво, загляделся проезжий корнет»; у Блока:

Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною… Скользнул — и поезд вдаль умчало.

В некрасовском стихотворении тройка мчится по дороге, девушка «жадно глядит на дорогу» вслед умчавшейся тройке; «На железной дороге» «мчалась юность беспо­лезная, в пустых мечтах изнемогая…». Оба поэта отдают дань красоте своих геро­инь. Стихотворения трагически окраше­ны. «На железной дороге» включено в цикл «Родина» вполне логично, так как в судьбе несчастной девушки символиче­ски выражена скорбь автора о России. А. В. Терновский предположил: «неволь­но думается, не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения».

Попытайтесь определить термин «музыкаль­ность», характеризующий поэзию Блока. Какие изо­бразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»?

Блок считал музыку организующей си­лой, внутренней сущностью мира. Его стихи мелодичны, они отражают ритмы окружающей действительности, а также личные переживания поэта и его лириче­ского героя. Музыкальность создается звуковыми повторами, ассонансами и ал­литерациями. Блок узаконил такой раз­мер в своем творчестве, как дольник, что способствовало усилению мелодичности звучания его стихов. Ярким примером стихотворной музыкальности является стихотворение «Девушка пела в церков­ном хоре». В лирике Блока ощущается установка поэта на музыкальность, на пробуждение эмоциональных ассоциаций. Все эти приемы мы видим в прочитанных и осмысленных нами произведениях Алек­сандра Блока.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.