БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА Творческий путь и биография

БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА Творческий путь и биография

1924, 9 мая — рождение поэта в Москве на старом Арбате.

1937 — отец был обвинен в «троцкизме» и расстрелян, мать от­правлена в ссылку.

1940 — переезд в Тбилиси.

1941-                    1945 — уход добровольцем на фронт, участие в военных событиях вначале минометчиком, а потом радистом тяжелой ар­тиллерии.

1945 — демобилизация после ранения, окончание экстерном средней школы.

1945-1950 — учеба на филологическом факультете Тбилисского университета.

1950-1955 — работа учителем русского языка и литературы в Калужской области, а затем в Калуге.

1954         — выход первого поэтического сборника «Лирика». Переезд в Москву, работа редактором в издательстве «Молодая гвардия».

1957-1958 — первое исполнение под свой аккомпанемент песен собственного сочинения.

1960-                    1996 — литературная работа. Создание и выпуск поэтиче­ских сборников: «Острова» (1959), «Веселый барабанщик» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихо­творения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное» (1989), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996) и др.

1991 — награждение орденом «Дружбы народов», Почетной ме­далью Советского фонда мира, Государственной премией СССР за сборник «Посвящается вам».

1997, 12 июня — смерть Булата Окуджавы в Париже. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Один из оригинальнейших русских поэтов XX века, признанный основоположник авторской песни Булат Окуджава, впервые высту­пил перед широкой аудиторией в конце 50-х годов вместе с поэзией «оттепельной» поры (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадули­

на и др.). Славу и признание ему принесли не столько напечатан­ные стихи (а их за 1950-1990-е г. вышло более десяти книг), сколь­ко звучащие, исполняемые самим автором под гитару. Выбранная Окуджавой форма исполнения оказалась и вполне соответствую­щей его поэзии по своей интимности, задушевности и востребован­ности временем.

«Именно для Окуджавы песенное начало, народная лирика трудных военных лет стала источником, основой его стиха. Он ов­ладел секретом этого творческого переживания, очистил его, под­нял до уровня высокой поэзии. Недаром стихи Окуджавы снова превращаются в песни, попадают в современный песенный репер­туар, поются молодежью как свое, хотя истоки, поэтическое, песен­ное мировосприятие Окуджавы восходит к военным годам» (С. Владимиров).

В 60-е годы появилась первая повесть булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!». Интерес к этому жанру окреп в 70-е годы. Свиде­тель исторической эпохи, Окуджава создал в малой прозе портрет времени. События рассказов «Утро красит нежным светом» (1975), «Уроки музыки» (1985), «Заезжий музыкант» (1993) происходят в первые годы войны, и ее страшная правда показана глазами наивно-романтического юноши. В повестях «Новенький как с иголочки» (1962), рассказах «Частная жизнь Александра Пушкина» (1976). «Искусство кройки и шитья» (1987), «Нечаянная радость» (1989) соз­дан исторический портрет позднего сталинизма с его глубоким проникновением в частную жизнь человека. Повести «Приключе­ния секретного баптиста» (1984), «Подозрительный инструмент» (1988) отразили проблемы советского общества послесталинской эпохи. Из осмысления современности вырос интерес Окуджавы к прошлому. Его перу приндлежат исторические романы «Глоток свободы» (1969), «Мерси, или Похождения Шипова: Старинный во­девиль» (1969), «Путешествие дилетантов» (1977), «Свидание с Бо­напартом» (1983).

Булат Окуджава известен как автор многих сценариев. В 1965 году в соавторстве с режиссером В. Мотылем он пишет киносцена­рий по повести «Будь здоров, школяр!», в результате чего появился кинофильм «Женя, Женечка и «катюша». Затем был написан сце­нарий кинофильма «Верность» (1965) в соавторстве с режиссером, посвященный будням военного училища времен войны. Булатом Окуджавой были написаны также сценарии «Мы любили Мельпомену» и «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе», но кинофильмы поставлены по ним не были.

Творчество Булата Окуджавы оставило заметный след в русской литературе второй половины XX века. Поэзия Окуджавы все еще исследована недостаточно, ее новые смысловые глубины, ее тонкие и многообразные связи с творчеством крупнейших русских поэтов XIX и XX века предстоит осознать новым поколениям читателей.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.