Сатира, юмор, гротеск

Выражая идею произведения, автор зачастую ис­пользует средства комического — сатиру и юмор. Сатира — это беспощадное обличение, для которого приемлемы нескрываемая враждебность, оскорби­тельные слова, заострённость оценок. Другой вид комического — юмор, или весёлый смех. Например, в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» одна смешная подробность следует за другой: собаку, которая укусила прохожего, то милуют, то наказывают, в зависи­мости от того, чья она — генеральская или ничья. Но после прочтения всего рассказа весёлое обращается в печальное.

Иногда бывает так, что автору для выражения идеи необходима ещё более насыщенная форма комическо­го — гротеск. В гротесковых произведениях наруша­ются все нормы правдоподобия и создаётся особый, «перевёрнутый», мир. Первое впечатление, которое возникает при знакомстве с гротеском, — так не бы­вает! Не может быть, чтобы мужик испарился в возду­хе, как в сказке «Дикий помещик» М.Е. Салтыкова- Щедрина, и затем вернулся таким же образом! Но постепенно, по мере чтения, открывается тайный и вместе с тем вполне конкретный смысл всей этой не­бывальщины: фантастическое исчезновение мужика показало помещику, что благосостояние основывается на труде простого народа.