Достоевский, Анализ произведения Идиот, План

Анализ произведения

Работая над романом, Достоевский ставил цель — изобразить «положительно прекрасного человека», осознавая, что это ги­гантская задача.

В данном произведении страшное, тлетворное влияние насту­пающего капитализма охватило всех действующих лиц, только один князь Мышкин противостоит «темным силам» и гибнет в борь­бе с ними. Здесь красота становится предметом зависти, непри­личных мыслей и торга.

В чудовищный мир денег, где все покупается и продается, неожиданно приходит Лев Николаевич Мышкин — странный че­ловек, бескорыстный, смиренный, сострадательный и чистый сердцем, желающий отдать свою душу за ближнего. Все его слова и поступки вовсе не похожи на действия и рассуждения окружа­ющих, что резко выделяет его из основной массы. Все действу­ющие лица постоянно думают о деньгах, в то время как Мышкин появляется в Петербурге только с одним маленьким узелком и с пустыми карманами. Абсолютно не ожидая ничего подобного, он получает наследство, но сразу раздает деньги. Все окружаю­щие его люди лгут, а князь не умеет делать и этого. Он олицетво­ряет собой правду, попавшую в мир лжи, столкновение и борьба которых неизбежна и предопределена. В словах генеральши Епанчиной: «В Бога не веруют, в Христа не веруют!» выражена завет­ная идея автора: по его мнению, нравственный кризис, который переживает современное ему человечество, является религиоз­ным кризисом. Именно поэтому князь Мышкин все различные причины преступления Рогожина сводит лишь к одной религиоз­ной причине. Рогожин, у которого в доме висит копия картины Гольбейна «Мертвый Христос», заявляет князю, что он любит на нее смотреть. Услышав такие слова, Мышкин кричит, что от та­кой картины вера может пропасть, с чем сам Рогожин неожидан­но соглашается, подтверждая его мнение. Он потерял веру, а без­верие приводит его к убийству.

Образ князя Мышкина является в некоторой степени авто­портретом самого писателя, отчасти духовной и даже физичес­кой биографией Достоевского. Физической в том плане, что автор наделяет своего любимого персонажа собственной болезнью — эпи­лепсией. А духовная биография заключается в совпадении некото­рых жизненно важных событий главного героя и его создателя, например таких, как мечтательная юность, четыре года, прове­денные вне жизни (это каторга и санаторий в Швейцарии), так называемое перерождение убеждений, встреча с Христом, воз­вращение обоих в Петербург, а также рассказ князя о главном событии в жизни автора — о смертной казни на эшафоте. Есть некоторые черты Аполлинарии Сусловой в образе Настасьи Фи­липповны и Анны Григорьевны Достоевской — в образе Аглаи.

Настасья Филипповна, разговор о которой начинается уже в поезде, — женщина неописуемой красоты. Мышкин сразу по ее портрету заметил, что в этом лице и в натуре очень много стра­дания. Ее судьба изначально сложилась трагически. Отец ее ра­зорился, она — сирота, находилась под опекой.

Героиня эта уже как бы с первых зарисовок автора обречена на какую-то жизненную трагедию. Следовательно, Настасья Фи­липповна — очень сложный и противоречивый образ, который символизирует одновременно и красоту, и трагедию мира. Мыш­кин должен спасти эту красоту, воскресить в ней человека.

Развязкой романа, его финалом является смерть Настасьи Филипповны. Описывается болезнь Рогожина — «воспаление в мозгу». Через два месяца он выздоровел, и началось следствие над ним. На суде он дал прямые и точные показания, вспомнил все малейшие обстоятельства совершившегося события, после чего был осужден на пятнадцать лет каторжных работ в Сибири, а все его состояние перешло к его брату Семену Семеновичу.

Князь Мышкин так спокойно разговаривает с преступником потому, что он прекрасно понимает трагедию Парфена Рогожи­на, который сам себя обрек на страдание, потому что, сотворив зло, Рогожин наказал самого себя. Нет ничего тяжелее наказа­ния собственной совести. Человек может очиститься только через страдание.

Достоевскому удалось найти положительный прекрасный иде­ал в виде человека больного. Но в конце романа, видя безум­ствующего Рогожина, читатели приходят к выводу, что безу­мен окружающий мир, который называет положительно прекрас­ного человека идиотом. Все перевернулось в реальной действи­тельности.

Лишь одна Аглая смогла понять Мышкина. Она сравнивает Льва Николаевича с Дон Кихотом, который поверил безоглядно в свой идеал и слепо отдал ему всю свою жизнь. Князь смотрит на мир, который лежит во зле, так как сам к этому злу не имеет никако­го отношения. Он искренне желает спасти этот мир при помощи веры в красоту, вовсе не осознавая, что сама красота при этом нуждается в спасении.

План

1. Приезд князя Мышкина в Петербург.

2. Князь Мышкин в семействе Епанчиных.

3. Князь Мышкин и Настасья Филипповна.

4. Князь Мышкин и Рогожин.

5. Смерть Настасьи Филипповны.

6. Болезнь Рогожина и суд над ним.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.