С.А. Есенин — русский поэт начала XX века, заявивший: «Чувство Родины — основное в моем творчестве». Сергей Есенин родился в кре­стьянской семье на Рязанщине в селе Константиново. Свою любовь к крестьянской России поэт пронесет через всю свою жизнь, возглавив новокрестьянское течение (термин условен) в русской поэзии «сереб­ряного века». В семнадцать лет С. Есенин приехал в Москву с надеж­дой опубликовать свои первые поэтические произведения: «Береза», «Проталинка», «Ночь» и др. Но столичные журналы закрыты для юно­го поэта, поэтому тот решается показать свои стихи признанному мэт­ру «серебряного века» — А.А. Блоку. Прочитав первые поэтические опыты С. Есенина, Александр Блок, серьезный и строгий в собствен­ных оценках и суждениях человек, тотчас же отметил талант молодого поэта и написал рекомендательное письмо московским литераторам с просьбой опубликовать поэтические произведения юного дарования. Есенин вошел в русскую поэзию «серебряного века» со своей темой, ко­торая стала главной на протяжении всего творческого пути поэта — темой России, родного края, отчего дома. В 1914 году в детском жур­нале «Мирок» напечатано первое произведение С.А. Есенина — «Бе­реза» (1913). Центральным образом стихотворения является береза — любимое дерево русского народа, «одно из наиболее почитаемых у славян». Эпитет белая не только описывает дерево, но и отождествля­ется в восприятии читателя с божественным началом, так как белый цвет в древнерусских памятниках означает причастность к Богу. Одушевленный образ березы создается и метафорой принакрылась, через которую прослеживается связь дерева с образом женщины: ее желанием быть красивой, сохранить очарование. Строка «Под моим окном» указывает на личностную сопричастность происходящего по­эту, который не просто восхищен открывшейся перед ним картиной природы, но и делает неожиданные открытия. Первое эмоциональ­ное впечатление постепенно сменяется проникновением в тайну су­ществования дерева. Береза, оказывается, живет внутренней жиз­нью. Она сама из себя творит чудо: в ней таится природная сила, способная обычный пейзаж превратить в сказочно-прекрасный. Тре­тья строфа стихотворения начинается союзом и, имеющим в поэтиче­ском контексте особый смысл: естественное продолжение лирическо­го повествования, объединение всего произведения в единое целое, указание на последовательность смены описываемых картин. В третьей строфе расширяются пространственные границы изображе­ния, определяется место березы в окружающем мире:

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

В последней строфе главная роль отведена заре, внимание которой еще более выделяет березу среди окружающей действительности:

А заря, лениво Обходя кругом,

Обсыпает ветки Новым серебром.

Через несколько лет в программной статье «Ключи Марии»

С.А. Есенин написал: «Все от древа — вот религия мысли нашего народа… Древо — жизнь…». В стихотворении «Береза» раскрывается философия раннего Есенина: в центре мироздания находится дерево как символ сопричастности человека с настоящими корнями.

В 1916 году издан первый поэтический сборник Сергея Есенина «Радуница», в котором намечены основные мотивы его творчества: Русь с ее полями, залитыми весенним солнцем лугами, с немерк­нущей красотой первозданной природы, образами крестьянской жизни. Уже первый сборник Есенина отмечен критикой. Литера­турным учителем молодого талантливого поэта становится Н. Клю­ев, при поддержке которого развиваются основные темы в творчест­ве С.А. Есенина, заявленные им в «Радунице». В этот же период происходит знакомство с другими известными поэтами «серебряно­го века»: Н.С. Гумилевым, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, А.А. Ахматовой и др. Сергей Есенин быстро становится профессиональ­ным писателем. О его появлении в русской литературе Р. Ивнев (русский поэт «серебряного века») писал: «Литературная летопись не отмечала более быстрого и легкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь не­сколько недель». В ранний период творчества С.А. Есенин примк­нул к группе имажинистов (от англ. image — образ), основными представителями которой были: Р. Ивнев, В. Шершеневич, Н. Эрд­ман и др. Как литературное направление в русской поэзии «сереб­ряного века» имажинизм просуществовал недолго, так как сторон­ники данного направления шли по пути самоцельной образности в ущерб смыслу, но для С.А. Есенина это был важный этап в форми­ровании его художественного миропонимания. Склонность Есенина к образному видению мира и стала отличительной особенностью его художественного таланта. Сам поэт писал: «В стихах моих чита­тель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и … образность. Образ живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства». Например, образ луны (месяца) представляется лирическому герою Есенина то в облике «рыжего гуся», то «ковригой хлебною под сводом», то в обличье «всадника унылого» и др.

До 1917 года С.А. Есениным развиваются его основные поэтиче­ские темы: деревенская Русь, природа родного края, обожествление всего живого. Есенин называл себя «последним поэтом деревни», характеризуя в собственных произведениях деревенский уклад жизни, сельский труд, русскую природу. Сквозными образами по­эзии Сергея Есенина являются: образы земли и неба, образ дороги, образ солнца и луны, образ русской избы (деревенской хаты). В стихотворении «В хате» (1914) каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, которые являются частью малой родины поэта: сажа над заслонкою, парное молоко, «квохот» беспокойных кур, «щенки кудлатые». Лирический герой растворяется в деревенской жизни, для него каждое мгновение имеет особый смысл, поэтому ничего не остается без внимания. Поэта привлекают самые обы­денные вещи:

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.

Главная тема стихотворения С. Есенина «Топи да болота» (1914) — любовь к родному краю. Ключевыми словами данного ли­рического произведения являются последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонич­на, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пей­зажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Ис­пользуемые аллитерации и ассонансы озвучивают изображенную поэтическую картину: «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной». В этом стихотворении описаны приметы родного края: топи да болота, синее небо над голо­вой, небольшой обоз, запах хвои. Особую напевность поэтическому произведению придает используемый стихотворный размер: хорей, поэтому так и хочется пропеть отдельные строки и поделиться своей душевной радостью. Лирический герой счастлив от сознания своей принадлежности чудесному русскому краю.

Тема бродяжничества, скитальческого образа жизни присутству­ет в поэзии С. А. Есенина уже с первых стихотворений («Пойду в скуфье смиренным иноком…» (1914), «Я — пастух, мои палаты…» (1914), «По дороге идут богомолки…» (1914), «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916) и др.). Впоследствии с образом дороги связаны надежды поэта на новую жизнь. Образ деревенской хаты неотделим в сознании поэта от народнопоэтического мировосприя­тия. Например, в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914) образ избы олицетворяется:

Избы забоченились,

А их всех-то пять.

Крыши их запенились В заревую гать.

Родной край в стихотворениях дореволюционного времени вос­принимается лирическим героем поэта как родная семья, отчий дом, где все гармонично сосуществует («Край любимый! Сердцу снятся…» (1914), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Сторона ль моя, сторонка…» (1914), «В том краю, где желтая крапива…» (1915), «Я снова здесь, в семье родной…» (1916) и др.).

Особую роль в поэзии С.А. Есенина играют цветовые эпитеты, недаром его называли мастером словесной живописи. Среди цветов в лирике С.А. Есенина преобладают золотые, розовые и голубые тона. Именно так воспринимается мир поэтом, именно так видит он свою родину — милую Русь («роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «голубую Русь», «золотою лягушкой луна», «увя­данья золотом охваченный», «на розовом коне»).

В свершившейся Октябрьской революции поэт видит надежду на обновление, поэтому в первые послереволюционные годы Есе­нин вырабатывает собственную поэтическую систему, соединяющую и рамках художественного текста и народнопоэтическую символи­ку, и библейские образы, и языческую мифологию. Для есенинского поэтического мышления этих лет характерен гиперболизм, космич­ность. Это привело Сергея Есенина в созданную новокрестьянскими поэтами группу «Скифы». Поэт обращается в своих произведе­ниях к мифотворчеству. В 1918 году С.А. Есенин пишет статью «Ключи Марии», в которой характеризует свои основные художест­венно-поэтические принципы, объясняет, что мифология является источником народного искусства, первоосновой художественных об­разов и символов. Тема природы связана в есенинской поэзии с олицетворением живых существ. Например, в стихотворении «Песнь о собаке» (1915) у матери-собаки отняли «рыжих семерых щенят». Чистый натурализм («ощенила сука», «причесывая язы­ком», «слизывая пот с боков») соединяется у Есенина с глубоким лиризмом («струился снежок подталый», «долго, долго дрожала во­ды незамершей гладь», «в синюю высь звонко глядела», «месяц скользил тонкий», «золотыми звездами в снег»). Стихотворение сю­жетно: человек («хмурый хозяин»), не считаясь с чувствами собаки, утопил ее щенят. Поэтом передано истинное горе животного:

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.

Последнее четверостишие является оксюмороном, с помощью ко­торого описано невозможность существования в одном мире жесто­кого человека и собаки-матери, сознательно лишенной собственных детей:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

Именно животное становится единственным другом лирического героя уже в поздней период творчества в стихотворении «Собаке Ка­чалова» (1925). Данное произведение начинается с обращение лири­ческого героя к своему четвероногому другу — Джиму. Именно соба­ка становится доверенным лицом, посредником между возлюблен­ной, которая «всех безмолвней и грустней», и лирическим героем:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.

Обращаясь к Джиму, поэт использует следующие эпитеты: «го­лубчик», «мой милый», «друг», которые переводят отношение лири­ческого героя к животному в личностный план. Через любовь «ко всему живому» выражается отношение Есенина к миру.

Восприняв Октябрьскую революцию, как он сам говорил, с «кре­стьянским уклоном», поэт вскоре понимает, что «мужицкому раю» на земле не бывать, наступают минуты трагического разочарова­ния. Попытки соединить Русь уходящую с Русью советской оказы­ваются безуспешными. Свои переживания С.А. Есенин переносит на лист бумаги, создавая поэтические стихотворения, полные ли­ризма, трагического мироощущения, скрытых переживаний. Именно к такой лирике и относится стихотворение поэта «Не жа­лею, не зову, не плачу…» (1921). Данное стихотворение С.А. Есени­на принадлежит к философской лирике поэта: в нем происходит переосмысление событий настоящего и прошлого. Лирический ге­рой — человек, «увяданья золотом охваченный», размышляет об «утраченной свежести», молодости; о том, что многие чувства и же­лания исчезли, глаза уже не горят так ярко, как раньше. Лириче­ский герой утратил безрассудство, «дух бродяжий», и никто уже его «не заманит шляться босиком». Прошедшее воспринимается как ранняя весна, связанная с «розовым конем». Лирический герой С. Есенина, расставаясь с юностью, в первую очередь прощается с «ду­хом бродяжьим»:

Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст,

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Финал стихотворения философский: понимая, что «все мы в этом мире тленны», поэт благословляет жизнь со всеми ее невзгодами и печалями, радостями и победами:

Все мы, все мы в этом мире тленны Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Используемые художественно-выразительные средства: эпитеты («белых яблонь», «страна березового ситца»), метафоры («яблонь дым», «сердце, тронутое холодком», «буйство глаз и половодье чувств»), олицетворения («расшевеливаешь пламень уст», «льется с кленов листьев медь») — создают многогранный поэтический образ. Чередование мужских и женских окончаний формирует ритмику стихотворения, придает ему напевность. Многие поэтические про­изведения С.А. Есенина положены на музыку и стали романсами.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» также является из­вестным романсом.

Поэт воспринимает происходящее в России как личную трагедию:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Перед С.А. Есениным встает вопрос: «Куда несет нас рок собы­тий?». Вопрос, на который поэт так и не смог дать ответ. В стихо­творениях о деревянной Руси этого периода («Я усталым таким еще не был…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Заметался пожар голубой…» и др.) много бо­ли, скорби, так как на смену «милому краю» приходит «стальная конница». Деревенская изба — целый мир поэта — разрушается, и это нельзя ничем оправдать, поэтому в стихотворении «Спит ко­выль. Равнина дорогая…» (1925) используется традиционный для раннего Есенина эпитет «золотой», который в данном случае явля­ется символом уклада деревенской жизни, со всей присущей ей красотой и гармонией:

Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы

И в этот период главным в лирике о Родине остается патриоти­ческий и гуманистический пафос, глубочайшая народность, то, что делает Есенина великим русским национальным поэтом. Напри­мер, стихотворение «Отговорила роща золотая…» (1924) написано поэтом в сложное для себя и России время, в двадцатые годы XX века. Тематика данного стихотворения многолика: здесь пере­плетаются ощущения лирического героя, полного «дум о юности ве­селой», с описанием тех изменений, которые происходят в природе поздней осенью, когда «отговорила роща золотая березовым, весе­лым языком», когда «дерево роняет тихо листья». Образ лирическо­го героя, забытого всеми, уставшего от жизни, является сквозным. Особую роль в стихотворении играет мотив странничества — герой ощущает себя как «каждый в мире странник», которого никто не жалеет. В настоящем лирический герой одинок, хотя в прошлом была веселая юность, мечты, о которых «не жаль», но все куда-то исчезло, и человек больше никому не нужен. Состояние человека сопоставляется поэтом с природой, которая увядает поздней осенью, когда еще «в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Стихотворение философично и лирично одновременно. Особый лиризм данному произведению придают цветовые эпитеты: «роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «костер рябины красной»; метафоры: «среди равнины голой», «костер ряби­ны»; олицетворения: «отговорила роща», «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Поэтический язык стихотворения красочен и живописен: у поэта природа говорит с человеком — и этот диалог подчеркивает одиночество человека, невозможность обретения сча­стья в общении с людьми. Ключевую роль в стихотворении играет образ времени, которое пройдет, но ничего не изменит. Лирический герой С. Есенина не боится времени, а наоборот, вступает с ним в дискуссию, ведь ему: «…Не жаль…лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь».

Лирический герой С.А. Есенина чувствует свою непонятость, не­востребованность в современной России, в связи с этим сквозными мотивами есенинской лирики позднего периода стали: одиночество, тоска по безвозвратно ушедшему прошлому. Поэт не может ужиться в новой реальности, поэтому в звуке мотора ему слышится лай, а в скрипе тележных колес — песня:

И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.

(«Неуютная жидкая лунность…» (1925))

В стихотворении «Письмо к матери» (1924) лирический герой мечтает только об одном — вернуться домой, поэтому восклицает:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

В цикле «Москва кабацкая» лирический герой — противоречивая личность: задиристость, хулиганство («оттого прослыл я шарла­таном, оттого прослыл я скандалистом», «я московский озорной гу­ляка», «средь мальчишек всегда герой») сочетаются с сильнейшей жалостью к самому себе («я такой же, как вы, пропащий», «синие глаза твои в кабаках промокли»).

Тема любви занимает в лирике С.А. Есенина особое место: сам поэт многократно влюблялся, мечтая о настоящем искреннем чувстве («Пускай ты выпита другим…» (1923), «Дорогая, сядем рядом…» (1923), «Мне грустно на тебя смотреть…» (1924) и др.). Ито­говым циклом поэтических произведений С.А. Есенина о любви яв­ляются «Персидские мотивы», написанные поэтом в 1924-1925 го­дах во время и после путешествия по Кавказу. Известно, что Есенин не был в Персии, поэтому весь цикл — стилизация под Вос­ток. В стихотворениях идет разнообразная любовная игра: между лирическим героем и восточной красавицей, между героем и чай­ханщиком, стерегущим свою пленницу. Поэт использует восточные образы: «глаза, как яхонты, горят», «дыханье свежих чар» и др. Часто встречающиеся повторы, характерные для композиции вос­точной поэзии: например, «До свиданья, пери, до свиданья», «Хо­роша ты, Персия, я знаю», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и т.д. В стихо­творении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» (1924) любовная тема переплетается с темой памяти. Лирический герой вспоминает род­ной север, рязанские раздолья, «волнистую рожь при луне». Образ Шаганэ сопоставляется с русской девушкой, живущей на севере. Лирический герой очарован, однако

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.

За свою небольшую творческую жизнь С.А. Есенин опубликовал более двадцати книг, подготовил собрание стихотворений в трех томах. Сергеем Есениным написаны также следующие поэмы: «Пу­гачев» (1921), «Анна Снегина» (1925), «Песнь о великом походе» (1924),  »Черный человек» (1925) и др. С.А. Есенин всегда писал так, как хотел и о чем хотел, поэтому установившаяся в России система расправилась с ним: поэт ушел из жизни, оставив своему читателю стихотворение-завещание «До свиданья, друг мой, до свиданья…» (1925) — последнее произведение С. Есенина:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Поэт Б. Пастернак охарактеризовал самобытный талант С. Есе­нина так: «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сер­гей Есенин… Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией».

На этой странице искали :

  • любимое дерево есенина?\
  • чувство родины в творчестве есенина
  • чувство родины основное в моем творчестве есенин
  • любимое дерево есенина
  • стихотворение чувство родины