Анализ произведения

Роман «Обломов» — произведение этапное, которое в извест­ной степени подводит итог большого и важного периода в разви­тии нашего народа и общества в целом. Оно показывает нам конец эпохи крепостных отношений, хотя крепостное право было отме­нено лишь в 1861 году. В нем наглядно раскрывается вся несосто­ятельность крепостных отношений, показывается, что человек не мог нормально развиваться в условиях крепостного права. Эти мысли Гончаров воплотил в образе Обломова — помещика, кото­рый служил в Петербурге, но оставил службу и теперь, будучи тридцати двух лет от роду, лежит в своей квартире, не может приобщиться к какому-либо элементарному делу и не знает, как жить дальше. Смысл заключается в глубоком постижении психо­логии человека, изуродованного барским воспитанием. Автор рас­крыл здесь последствия страшной болезни — «обломовщины». Это — обобщение и некий символ определенных человеческих качеств, которые проявляются во многих людях в течение цело­го ряда поколений.

Обломов — это смесь романтической мечтательности с не­пригодностью человека в абсолютно любой сфере, паралич ума и предельно ослабленной воли помещичьим нетрудовым образом жизни.

Есть и вторичные свойства обломовщины — это нежелание личности примириться с очень скудным в духовном плане и по­шлым существованием. Автор изображает страдания героя, и мы видим, что Обломов — это не только лежебока и лентяй, но и человек, решивший остановиться и ничего не потерять, так как все кругом низменно и пошло.

Роман характеризуется неторопливостью изложения и обили­ем всякого рода подробностей и деталей. Гончаров использует та­кую манеру изложения, называемую эпической, для того, чтобы показать причины падения героя. Мотив лежания становится цен­тральным, символизирующим духовную слабость человека. Ког­да-то он мечтал о полезном труде, но все усилия обратиться к делу закончились крахом. Илья Ильич уже примирился со сво­ей неподвижностью, поэтому большую часть времени проводит на диване, который вырастает в произведении до символа неподвиж­ности и остановки в жизни.

Последняя попытка Обломова вырваться из этого состояния связана с историей любви к Ольге Ильинской, когда со всей очевидностью обнажается непреодолимая сила обломовщины, бо­язнь жизни и неспособность к каким-либо решительным действи­ям. Мотив любви самым неожиданным образом оказывается сред­ством проверки героя: внутренне Обломов не был способен к боль­шому, настоящему чувству, так как атрофировались лучшие сто­роны его души.

Что же сделало Обломова таким? Ответ на этот вопрос за­ключен в главе «Сон Обломова», которая является экспозицион­ной, но автор сознательно переносит ее в конец первой части романа для того, чтобы более убедительно и наглядно показать причины обломовщины. Автор рисует детские годы своего героя, который был единственным сыном и рос в полном барском поме­щичьем довольстве. Родственники ограждали его от всех вообра­жаемых бед. Эта опека с малых лет сделала невозможным прояв­ление собственной инициативы мальчика, который вошел во взрос­лую жизнь, не чувствуя себя способным хоть к какому-либо делу.

Изображая помещичий быт, Гончаров видит в нем не только отрицательное, но и нечто положительное, ценное, что ушло, отступив под напором так называемой городской цивилизации. В Обломовке не все плохо: здесь царит беззлобие, доброта, от­сутствует хитрость, которая иногда правит миром. Гончаров счи­тал, что в характере людей должна присутствовать определен­ная способность к сопротивлению окружающей среде, если она обращена к человеку отрицательной стороной, умение восприни­мать в этой же среде положительные стороны, и на основе тако­го синтеза каждая личность должна формировать свою линию поведения. А человеческая жизнь, по мнению Гончарова, движется к прогрессу, и обязанность каждого человека — найти в ней свое место.

Таким образом, Обломов как тип и сама обломовщина интере­суют автора не только как частные проявления человеческой судьбы, но и как аналог ко многим судьбам. И в конце романа становится очевидным, что, резко осудив главного героя за лень и бездеятельность, писатель дает понять, что пропадает в сущ­ности неплохой от рождения человек, который мечтает о жизни истинно прекрасной, где нет черствости, меркантильности. Но беда его заключается в том, что он только мечтает, лишь осуж­дает зло, но ничего не делает для того, чтобы его устранить.

Антиподом Обломова является образ Андрея Штольца, кото­рый олицетворяет передовые силы своего времени. Он нужен в романе для того, чтобы ясна была вся неприспособленность та­ких людей, как Обломов. Не случайно к Штольцу переходит за­тем все то, чем владел когда-то Илья Ильич. Штольц деловит, настойчив, ясно видит свою цель, которая заключается в труде. Одним словом, это делец новой капиталистической формации. Автор показывает нам, как одни люди гибнут, а другие находят свое место в жизни.

Прежде всего роман «Обломов» в истории русской литературы следует воспринимать как лучшее произведение критического реализма.

План

1. Знакомство с главным героем и его образом жизни.

2. Сон Обломова, в котором представлены все этапы его жиз­ненного пути.

3. Детство и юность Андрея Ивановича Штольца.

4. Обломов и Ольга Ильинская.

5. Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына.

6. Новая встреча Штольца с Ольгой в Париже, любовь к ней и женитьба.

7. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной.

8. Счастье Штольца и Ольги Ильинской.

9. Последняя попытка Штольца изменить жизненный уклад своего друга, которая вновь потерпела крах.

10. Изменения, произошедшие в доме Пшеницыной после смерти Обломова.

11. Встреча Штольца и его друга-литератора с нищим Заха­ром.

На этой странице искали :

  • обломов анализ произведения
  • гончаров обломов анализ произведения
  • обломов анализ
  • анализ произведения обломов
  • гончаров обломов анализ