Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Время создания романа. Время создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866) было отмечено в общественном сознании возникновени­ем новых теорий. Россия середины XIX в. представляла собой общество, в котором происходил слом сознания с привычными нравственными принципами, на место ко­торым приходили новые теории. Показать трагический результат этих «измышлений» и хотел автор романа «Пре­ступление и наказание»

Причины преступления Р. Р. Раскольникова. Главный ге­рой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказа­ние», Родион Раскольников, бедный студент, переживаю­щий свое тяжелое, унизительное положение, становится за­ложником собственной теории, позволяющей проливать «кровь по совести». Решение об убийстве возникает в голове Раскольникова не вдруг, оно зреет долго, подпитываясь кар­тинами нищеты, окружающими Родиона Романовича. Образ жизни не мог не сказаться на чертах личности героя: «…уг­рюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик, ве­ликодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце». Мысль о преступлении страшит героя, его мучают кошмары, и, проснувшись, он отказывается от своего плана. Однако ряд случайностей приводят юношу на порог квартиры процентщицы. И здесь теория начинает «трещать по швам», потому что вслед за убийством «по теории» Алены Ивановны Раскольников убивает Лизавету, а ради помо­щи таким и собирался пролить «кровь по совести» Роди­он Романович.

В чем проявляется гуманизм автора? Ф. М. Достоевский ставит перед собой цель показать всю тяжесть мук совести, которые испытывает Раскольников после совершения убий­ства. Благие цели (убить старуху и ее деньги пустить на бла­гое дело) перестают занимать героя, т. к. на поверку оказы­вается, что основной причиной преступления становится желание Раскольникова проверить состоятельность своей теории о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» и о собственном месте в этой классификации.

«Опыт» ужаснул героя: «Разве я старушонку убил? Я себя убил».

Встреча с Сонечкой Мармеладовой помогает юноше по­нять, что он пытался убить в себе основу собственной лич­ности. Осознание, что теория сблизила Раскольникова с «двойниками» — Лужиным и Свидригайловым, — ужасает героя.

Еще одним «слабым звеном» в теории Раскольникова становится необходимость отнести к «низшему» классу тех, кого он любит, а значит, они также могут стать расход­ным материалом при достижении «благой» цели «права имеющим». Отчуждение от окружающих и муки совести становятся невыносимым наказанием, заставляющим ге­роя признаться в содеянном. Именно всесилие нравствен­ности, по мнению автора, приводит Раскольникова к воз­рождению.

Гуманизм Ф. М. Достоевского проявляется в несколь­ких аспектах. Автор развенчивает античеловеческую теорию, в той или иной форме формирующуюся во второй половине XIX в., и предостерегает от страшного заблуж­дения людей, попирающих главный библейский завет: «Не убий!» Утрата духовности и веры грозит человеку по­терей самого себя.

Возможность возрождения, которую получает герой в эпилоге романа, становится проявлением гуманизма авто­ра и по отношению к заблудшей душе героя, спасению ко­торой в значительной мере поспособствовала Сонечка Мармеладова. Раскольников, испытывая муки совести, пытается понять, что же стало внутренним стержнем, ко­торый поддерживает девушку после всех страданий, вы­павших на ее долю, и приходит к выводу, что это Вера. Судьба Сони — воплощение «всего страдания человече­ского» (а именно через страдание, по Ф. М. Достоевскому, человек и заслуживает счастье) и служение несчастным и нуждающимся. Это и становится душевным очищением героя.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.