И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе СОБАКА. Какова тема?

Какова тема этого стихотворения в прозе?

Это философское произведение. Его ведущая тема — неотвратимость смерти, перед которой все равны — и люди, и животные. Существо, оказывающееся перед лицом смерти, невольно, на под­сознательном уровне, ищет помощи и за­щиты у другого, близкого ему существа. И здесь в восприятии грядущей трагедии они едины: человек и собака («две пары одинаковых глаз, устремленных друг на друга»). Возникает тема взаимного по­нимания людей и животных.

Попробуйте доказать, что это именно лириче­ское произведение, т. е. произведение, которое эмоционально и ярко передает мысли и чувства ав­тора.
Особую эмоциональность этому стихо­творению в прозе придает то, что тема вы­ражается через восприятие автором своего настроения в единстве с состоянием соба­ки. Человек и собака, по-видимому, оди­нокие, у которых нет никого больше, не только жмутся друг к другу и ищут защи­ты от смерти, они и противостоят ей, как могут. На дворе воет страшная неистовая буря. Автор здесь прибегает к приему ан­титезы, противопоставляя этой буре обра­щенные друг другу взгляды человека и собаки. Лиризм достигается и образом трепетного огонька, который горит и све­тится в каждом из них. Это трепетный огонек жизни и любви, хотя и слабый, не способный устоять перед взмахом широ­кого крыла смерти. Образы трепетного огонька, бури, крыла смерти и пары оди­наковых глаз усиливают эмоциональное звучание темы этого произведения Турге­нева.

Как вы объясните, почему Тургенев, создавая стихотворения в прозе, не использовал ни разбивку стихотворения на строки, ни рифмы?

Стихотворение в прозе — особый жанр. Это небольшое прозаическое произведе­ние лирического характера. Как мы уже сказали, лиризм достигается образностью, эмоциональностью, заменой повествова­тельного начала началом философским, оценочным. В таких произведениях рит­мико-интонационные особенности, со­здающие лирический настрой, выражены не во внешней организации (рифма, стихо­творные строки и т. д.), а внутренне, а так­же использованием лексико-синтаксиче­ских форм, стимулирующих особую эмо­циональную выразительность авторской речи, что мы видим в стихотворении в про­зе «Собака».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.