Идейно-тематическое содержание. Как явствует из назва­ния романа, главное внимание в нем сосредоточено на проблеме личности. Лермонтов ставит вопрос о возможностях человека в са­мом широком смысле. Взаимоотношения личности и среды, обще­ства интересуют его как в социально-психологическом, так и в фи­лософском плане: он ставит героя перед необходимостью решения социальных проблем и проблем универсальных, общечеловеческих. В «Бэле» герой словно проверяет на себе, возможно ли сближение человека цивилизации и «естественного» природного человека. Си­туация, в которую Печорин попадает в «Тамани», заставляет его задуматься над вопросом: отчего судьба поставила его в такие от­ношения с людьми, что он невольно приносит им только несчастья? В «Княжне Мери» Печорин берется решать вопросы о внутренних противоречиях человеческой души, противоречиях между сердцем и разумом, чувством и поступком, целью и средствами. В «Фатали­сте» центральное место занимает философская проблема предопре­деления и личной воли, возможности воздействовать на естествен­ный ход жизни.

Таким образом, главная тема романа — личность в процессе са­мопознания, исследование духовного мира человека. Это тема всего творчества Лермонтова в целом. Она определяет своеобразие идей­но-тематического содержания романа. Именно с этой точки зрения в нем рассматривается целый ряд сложнейших нравственно­философских проблем. В чем заключается истинный смысл жизни? Что такое добро и зло? Что такое самопознание человека, какую роль играют в нем страсти, воля, рассудок? Свободен ли человек в своих поступках, несет ли он за них нравственную ответственность? Существует ли какая-то опора вне самого человека или все замы­кается на его личности? А если существует, то имеет ли право чело­век, какой бы сильной волей он не обладал, играть жизнью, судь­бой, душой других людей? Несет ли он расплату за это? На все эти вопросы роман не дает однозначного ответа, но позволяет раскрыть тему личности всесторонне и многогранно.

На первый план, таким образом, в романе вынесена главная проблема — возможностей человеческого действия, взятая в самом общем плане и в ее конкретном приложении к социальным услови­ям данной эпохи. Она определила не только своеобразие подхода к изображению центрального героя, но и жанрово-композиционные особенности романа.

На этой странице искали :

  • проблема взаимоотношений личности и общества в романе герой нашего времени