Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя.

Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал опре­деление этого понятия как символа бездействия, застоя крепостни­ческой системы, а самого героя романа назвал «коренным нашим типом, последним представителем из ряда «лишних людей», в ко­тором мечтательность и практическая несостоятельность, противо­речие слова и дела доведены до логического конца. В 1 части рома­на «обломовщина» обосновывается самим писателем, иронически, в гоголевской манере, рисующим петербургский день Ильи Ильича, который он проводит лежа на диване в своем знаменитом халате, ставшем символом лени и бездеятельности.

Очевидно, что тема «лишнего человека» действительно находит свое отражение в этом произведении. Трагична судьба Обломова, че­ловека с «золотым сердцем» и «голубиной душой», умного, тонкого, но совершенно не способного к деятельности. Это во многом объясняется теми условиями, в которых происходило формирование его характе­ра, отраженными в картинах жизни обломовцев, изображенных в 1 части в главе 9 «Сон Обломова». Они перекликаются с описанием быта и нравов Выборгской стороны в 4 части, создавая представле­ние о безысходности ситуации, в которой оказывается герой.

Но писатель не ограничивается только критикой того социально­психологического типа, который связан с понятием «обломовщины». Он расширяет рамки поставленной проблемы, ставя вопрос о том, какие формы деятельности может предложить человеку современ­ная жизнь. Во второй и третьей частях, где разворачивается исто­рия любви Обломова и Ольги Ильинской, появляется и совершенно иная, чем раньше, мотивировка жизненной апатии героя. Говоря Своему другу Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич поясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцеля­рии, … гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни…». По словам Обломова, в течение его двенадцатилетней жизни в Петербурге в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Основная тяжесть вины за неподвижность и бездеятельность героя теперь, таким образом, перекладывается с самого Ильи Ильича на бездуховное общество.

Особое значение в романе имеет тема любви. По концепции Гон­чарова, любовь — это первооснова и фокус бытия, а потому поиск «нормы» любви и составляет важнейшую из идейных основ романа (сюжетные линии Обломов — Ольга, Обломов — Пшеницына, Оль­га — Штольц как различные формы этого поиска). Переживая с Ольгой «поэму изящной любви», Обломов выявляет, по мысли рома­ниста, лучшие начала как собственной, так и общей природы чело­века: тонкий инстинкт красоты (искусства, женщины, природы) как выражение общей жизненной гармонии, которая в отношениях меж­ду мужчиной и женщиной призвана завершиться гармоничным се­мейным союзом на основе любви и глубокого взаимного уважения.

В то же время крах любви Обломова и Ольги изображен Гонча­ровым как не случайная, но уготованная человеку самой судьбой и поэтому общезначимая драма. В ней и отражается представление писателя о несовместимости гармоничного образа жизни, человече­ской «нормы» с новым веком — веком бездуховности, прагматизма и эгоистического расчета.

Поиски подлинно человеческой «нормы» бытия, утраченной в со­временном мире, и героя, отвечающего этой «норме», представляют главную идейную основу романа. Актуальность этой проблемы в ус­ловиях бурно меняющейся жизни России 50-60-х годов XIX века ост­ро ощущалась не только Гончаровым, но и практически всеми рус­скими писателями. Не только в «Обломове», но и во все остальных своих романах, Гончаров попытался показать свой, как он его на­звал, «артистический идеал» человека. Это, по его словам, изображе­ние «честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеа­листа, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охла­девающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Этот «артисти­ческий идеал» личности в «Обломове», как и во всех остальных ро­манах писателя, оказывается недостижим. Он как бы распадается на две части, два основных образа — Обломова и Штольца.

На этой странице искали :

  • идейное содержание романа обломов
  • идейный замысел романа обломов
  • значение главы сон обломова в реализации идейного замысла романа