Идейно-тематическое содержание «Судьбы человека»

Идейно-тематическое содержание. В основе рассказа «Судь­ба человека» лежит реальный факт — встреча писателя с неизвест­ным шофером, который рассказал ему о своей жизни. Однако в ис­тории жизни простого человека нашла отражение судьба всего советского народа, получившая в произведении Шолохова общече­ловеческое звучание. С Андреем Соколовым произошло возвраще­ние в советскую литературу образа простого человека.

В самом рассказе Андрея Соколова условно можно выделить де­сять микроновелл: довоенная жизнь; прощание с семьей; пленение; в церкви; неудачный побег; поединок с Мюллером; освобождение; ги­бель семьи; смерть сына; встреча с Ванюшкой. Каждая из них внут­ренне едина и композиционно завершена: имеет завязку, кульмина­цию, завершение, развязку, а иногда и прологи и эпилоги.

Андрей Соколов, пройдя войну, потерял всё: семья погибла, дом разрушен. Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего про­буждения, пора надежд на счастливое будущее. А он смотрит на окружающий мир «словно присыпанными пеплом» и «наполнен­ными неизбывной тоской» глазами, с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?..» В словах Андрея Соколова заключены и печальное недоумение, и го­рестная безысходность. Человек обращает свой тревожный вопрос к жизни, и не ожидает от неё ответа. Оглядываясь в прошлое, вспо­миная и оценивая всё, что он делал, герой не ощущает своей вины

перед жизнью и людьми. Шолохов ищет мотивы его трагедии не в особенностях характера, а в трагическом состоянии мира, в несо­вершенстве человеческого жизнеустройства. Судьба героя включа­ется в широкий поток исторического бытия. Встаёт проблема, мимо которой не прошёл ни один известный современный писатель. Речь идёт о том, как сложились судьбы тех, кто прошёл Великую Отече­ственную Войну, чем встретила их мирная жизнь, вознаграждены ли они были за подвиги и страдания, сбылись ли их надежды, взлелеянные на передовой, какие уроки они вынесли, и какая роль им принадлежит в делах и заботах послевоенного мира. Возвраще­ние фронтовика к мирной жизни, к домашнему очагу закономерно стало одним из главных мотивов в творчестве писателей. Послево­енная действительность рисовалась в картинах стройки, возрож­дающихся из руин городов и сёл. Люди работают, не находя време­ни на раздумья, не давая воли ни горьким воспоминаниям о былом, ни беспокойным чувствам, которые возникали в ответ на несправедливость и зло, не исчезнувшие из жизни.

Андрей Соколов — это истинно русский человек советской эпохи, в его судьбе отражены судьбы родного народа, его личность вопло­тила черты, характеризующие облик нации. Он совершает героиче­ские поступки, не придавая им значения таковых. Бескорыстие подвига, скромность и естественность — это те черты, которые не выделяют его среди советских людей, а роднят его с ними, расска­зывают о нём как о человеке, которому народ щедро отдал своё ду­ховное достояние. Это человек, который представляет народ в об­стоятельствах суровых и трагических и проявляет качества, которые не являются его нравственной привилегией, не выделяют его среди других, а сближают с ними.

Сострадание, которым был охвачен автор, потрясённый расска­зом Андрея Соколова, не придало рассказу сентиментальной окра­ски, поскольку поведанное героем вызывало не только жалость, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его духа, веру в необъятные возможности людей. Именно таким пред­стаёт главный герой, и автор отдаёт ему и свою любовь, и уваже­ние, и гордость, когда с верой в справедливость и разум он произно­сит: «Два осиротевших человека…»

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.