Идейно-тематическое своеобразие. В поэме четко ощущают­ся два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из не­посредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия рево­люции как «мирового пожара». Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы революционной эпохи воплотились в таких деталях, как плакат «Вся власть Учре­дительному Собранию!», «барыня в каракуле», отдельные, отры­вочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.

В основе сюжета поэмы принцип контраста: противопоставление старой и новой жизни. Прошлая жизнь изображается сатирически:

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

Защитники новой жизни показаны в образе двенадцати красно­армейцев, которые готовы к любому развитию событий:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Но этот обобщенный образ имеет трагическую окраску: красно­армейцы несут в себе стихийное, неуправляемое начало (один из них — Петруха — убивает свою любовницу Катьку за измену). Через весь текст поэмы проходят мотивы ветра, вихря, бури — стихийные начала. В финале «Двенадцати» появляется образ Христа, который, по мнению большинства исследователей творчества А.А. Блока, дает нравственное оправдание революции. К. Чуковский в статье «Алек­сандр Блок как человек и поэт» вспоминает интересный эпизод: «Гу­милев сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное по­явление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:

-           Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Хри­стос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос».

На этой странице искали :

  • почему в конце поэмы 12 появляется образ христа