Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Мир романтических произведений раннего периода твор­чества М. Горького. Творчество раннего М. Горького, роман­тический период, отличается от общепринятого понимания этой литературной традиции. Несовершенство окружающе­го мира и людей не уводит героев Горького от реальности в идеальный мир (как это было в литературе XIX в.), наоборот, оно мобилизует силы и заставляет действовать, бороться, чтобы изменить действительность.
Герой романтических произведений М. Горького. Это сильный и смелый человек. В силу своей исключительности такой персонаж обречен на одиночество, а равную себе силу он встречает лишь в мире природы. Финал жизни такого персонажа зачастую трагичен, т. к. в своем стремлении к свободе, любви, желании спасти окружающих такой герой не знает полумер, полутонов, он всегда готов заплатить са­мым ценным, что у него есть, — жизнью (Данко, Лойко Зо бар и т. д.).
Рассказ «Старуха Изергиль» (1895). Это произведение представляет горьковское понимание подвига. На эту тему рассуждает центральная героиня произведения, знакомя ав­тобиографического персонажа со своей жизнью: «…когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, ка­бы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить пос­ле себя свою тень в ней». Слова эти рождаются вслед за вос­поминанием героини об одном из ее возлюбленных. Не зо­лото и власть ценит Изергиль, ее восхищает другое: «Все лицо было у него изрублено крест-накрест саблями турок, с которыми он незадолго перед тем воевал за греков. Вот че­ловек!» В этих словах и кроется центральная идея. Подвиг, настоящий подвиг, а не показная смелость или проявление честолюбия, может быть только там, где речь идет о при­несении жертвы на пользу другому человеку. Сама компо­зиция произведения последовательно развивает эту идею: разговор автобиографического героя и старухи Изергиль, легенда о Лappe, рассказ героини о собственной жизни, легенда о Данко.

Ларра и Данко — образы, представляющие два типа ро­мантического персонажа: антигероя и героя. Эгоизм и гор­дыня сына орла и земной женщины не приносят Ларре счастья. Противопоставив себя племени, юноша не совер­шает подвига (хотя это и проявление бесстрашия: «…стоял один против всех… и был горд»), он лишь демонстрирует крайний индивидуализм. В этом и скрывается самое страш­ное наказание: ставя себя выше других, не имея никаких привязанностей, человек обрекает себя на полное одиноче­ство: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…»

Многое в образах Ларры и Изергиль перекликается (портретное описание, легкость прощания с прежней лю­бовью у героини напоминает индивидуализм легендарного юноши).

Полной противоположностью Ларре в заключительной части рассказа предстает образ Данко. Этот персонаж, его поступки раскрывают мысль автора, что подвиг есть законо­мерное следствие любви к людям, стремление помочь дру­гим. Даже негодование за несправедливые упреки окружаю­щих отступает перед жалостью в сердце Данко: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вы­вести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…» В момент, когда соплеменники, которых юноша старался вывести из тьмы и болота, решают его убить, Данко терзает лишь одна мысль: что может он сделать для людей? Только по-настоящему благородный человек мог в эти мгновения думать о благе тех, кто хочет его лишить жизни. Это ли не истинная любовь к людям и христианское самопожертвование? Герой разрывает себе грудь, чтобы сердцем осветить людям путь: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота». Это и есть гимн «безумству храбрых», которые за ширь степей и свободу для людей готовы отдать собственную жизнь, не задумываясь, что всегда найдется «один осторож­ный человек», чтобы наступить «на гордое сердце ногой…».

Художественные особенности. Все изобразительно-вы­разительные средства в произведении служат реализации ав­торскойидеи: рассказ изобилует антитезами (противопос­тавляются не только характеры героев, но и описания при­роды), метафорами (пылающее сердце, сын женщины и орла и т.д.), всевозможными эпитетами (жалкие стрелы, стеклян­ный стрекот кузнечиков, змеиный язык, безмолвная пляска, могучий огонь и др.). Символика образов: тьма, в которой жи­ли люди, горящее сердце Данко — придают рассказу геро­ини легендарные черты.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.