«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

История создания. Великий русский писатель, мыслитель, философ, поставивший со всей остротой «проклятые вопросы», глу­бочайший психолог, заглянувший в самые потаенные уголки чело­веческого сознания, Достоевский по праву считается не только ге­ниальным художником слова, создавшим новый тип романа, новый художественный метод изображения человека. За ним в сознании русских и зарубежных читателей утвердилась слава писателя- пророка, предвидевшего социальные катаклизмы грядущего столе­тия, духовный и нравственный кризис личности.

«Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится но­вым человеком, ему раскрываются новые измерения бытия», — ут­верждал философ Н. Бердяев. Этот художественный мир богат и многообразен, но основу его составляют пять романов, названных «великим пятикнижием»: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871), «Подросток» (1875), «Братья Карама­зовы» (1879-1880). Слава мирового писателя утвердилась за Досто­евским именно благодаря этим романам. Они стали подлинным от­крытием мировой литературы как с точки зрения их художествен­ной формы, так и идейно-философского содержания. Таким обра­зом, роман «Преступление и наказание», став первым из этих пяти книг, открыл новый этап творчества писателя.

К созданию его писатель шел долго: годы пребывания на катор­ге заставили многое переосмыслить, переоценить как в отношении идейно-философских позиций, так и в плане художественного ме­тода. После возвращения в столицу бывший участник кружка Петрашевского, пропагандировавшего идеи утопического социализма, один из ярких представителей «натуральной школы», Достоевский на страницах издаваемых им журналов «Время» и «Эпоха» провоз­глашает свою идейную платформу, противостоящую как радикалам-демократам, так и либералам-западникам. Она получила на­звание «почвенничество». Суть его состояла в отрицании буржуазно-капиталистического пути развития и провозглашении идеи союза интеллигенции и народа («почвы»), опирающегося на христианские нравственные ценности и моральные принципы, ут­вержденные православной церковью. Писатель считал, что это единственный путь преодоления пагубной власти новых идей, за­хлестнувших общество после реформы 1861 года. Самой опасной из них Достоевский считал идею индивидуализма, и именно ее он ставит в центр своего романа «Преступление и наказание».

Столь пристальное внимание его к проблеме индивидуализма было не случайным. В эти годы в Европе появляются одна за дру­гой книги М. Штирнера «Единственный и его достояние», Наполео­на III «История Юлия Цезаря», создается пессимистическая фило­софия Шопенгауэра. Все эти идейно-теоретические построения в конце XIX столетия выльются в теорию Ницше о сверхчеловеке. Немецкий философ обосновал в наиболее откровенном виде идею неограниченных прав сильной личности, преступившей нравст­венный закон и объявившей, что «Бог умер», а на его место встает «Белокурая бестия» — сверхчеловек. Но уже со второй половины 1860-х годов подобные идеи стали проникать в Россию. В журнале Достоевского «Время» появилась статья на современном уголовном материале под названием «Преступления и наказания», а в августе 1865 г. состоялся громкий процесс над Герасимом Чистовым, убив­шим топором с целью ограбления двух старух, кухарку и прачку. Газеты также освещали судебные материалы об убийстве студентом Даниловым ростовщика и его служанки. Уже недалек был и про­цесс над нечаевской террористической группой и многие другие страшные явления, захлестнувшие Россию с 1870-х годов и ставшие всеобщей трагедией человечества XX века. Предвидение Достоев­ского, выдвинувшего идею индивидуализма на первый план уже в романе «Преступление и наказание», поистине гениально.

Работа над ним двигалась быстро: начатый во время пребывания за границей в 1865 году, роман был закончен уже в 1866 году и опуб­ликован на страницах журнала «Русский Вестник». Писатель при­знавался: «Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я заду­мал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти». Первоначальный замысел во многом отличался от его воплощения в законченном виде, даже название было иным — «Пьяненькие», что подчеркивало связь с предшествующими произведениями писателя, в которых внимание было сосредоточено на жизни «униженных и ос­корбленных». Эта тема осталась в «Преступлении и наказании», но она отошла на второй план, уступив ведущее место так волновавшей писателя проблеме индивидуализма. Именно с ней связано преступ­ление, на которое пошел «молодой человек, живущий в крайней бед­ности … поддавшись некоторым странным «недоконченным» иде­ям», — так объяснял замысел своего романа сам писатель. По словам Достоевского, роман «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». Он получил высокую оценку таких мастеров, как Тургенев и Тютчев, хотя ряд критических статей говорили о его тен­денциозности, направленности против разночинной молодежи. Наи­более подробно роман был охарактеризован в статьях Д. И. Писарева и Н.Н. Страхова. Споры об этом романе и его героях, о сущности ав­торского замысла не утихают и в наши дни.

На этой странице искали :

  • история создания преступление и наказание
  • история создания романа преступление и наказание краткое
  • история создания преступления и наказания
  • история создания преступление и наказание краткое
  • история создания романа преступление и наказание