Что нужно знать о сочинении

Что нужно знать о сочинении

Сочинение — одна из наиболее сложных форм творческих работ в школе. Написание сочинения предполагает умение глубоко по­нять тему, логично, аргументированно, об­разно изложить свои мысли, сделать выводы и обобщения. Сочинение свидетельствует об уровне развития речи учащегося, самостоя­тельности и оригинальности его мышления.

При написании сочинения необходимо:

—            определить круг вопросов, затрагиваемых темой: о чём нужно написать, чтобы рас­крыть её;

—            продумать идею, которая будет развивать­ся в сочинении: сформулировать основную мысль работы, вывод по теме;

—            определить тип текста и жанр сочинения: сочинение-описание, повествование, рассуж­дение, эссе, портретная зарисовка и др.;

—            составить план, соблюдая последователь­ность изложения мыслей;

—            глубоко и доказательно раскрыть тему;

—            написать работу грамотно в речевом отно­шении, соблюдая нормы правописания.

Программа рекомендует следующий объём сочинения в качестве примерного (имеются в ви­ду тетрадные страницы рукописного текста):

—            в 5 классе — 0,5-1 страница;

—            в 6 классе — 1-1,5 страницы;

—            в 7 классе — 1,5-2 страницы;

—            в 8 классе — 2-3 страницы;

—            в 9 классе — 3-4 страницы.

Эти нормы весьма приблизительны. Объ­ём сочинения, безусловно, зависит от стиля и жанра работы, темы и замысла, характера мышления и даже почерка ученика.

Тема сочинения

Тема — это тот круг явлений, который вы изображаете в сочинении, его непосредст­венное содержание, предмет вашего исследова­ния и размышления.

Тема должна быть понятна. Вы ещё до начала работы должны определить, о чём бу­дете писать. Если есть сомнения в правиль­ном понимании темы, проконсультируйтесь с учителем или выберите другую (обычно даже в среднем звене предлагается несколько вари­антов).

Темы сочинений по русскому языку (раз­витию речи) можно условно разделить на не­сколько групп.

  1. Сочинения-описания, эссе Темы-наименования («Ваза для цветов», « Оригинальный поднос », « Ландыш », «Альбом для марок», «Заветная шкатул­ка» и др.). Их раскрытие предполагает описание предмета и выражение своего от­ношения к нему. Темы-характеристики («Наша кошка», «Мой верный друг», «Автопортрет», «Человек, ко­торый мне нравится», «Моя семья» и др.). Их раскрытие требует не только описания внешних особенностей, но и характеристики внутренних качеств объекта (обычно живот­ного или человека, группы лиц). Темы-наблюдения («Поздняя осень в лесу», «Деревья в снегу», «Идёт весна», «Роса на траве», «На берегу моря» и др.). При их раскрытии необходимо опираться на свои наблюдения, воспоминания, ассоциации. Темы-впечатления («Какими звуками встречает меня школа?», «Какими звука­ми встречает меня лес?», «Звуки осени», «Моя дорога в школу» и др.). При их рас­крытии важно опираться на свои собст­венные впечатления от увиденного, услы­шанного, т. к. здесь важны не очевидные свойства описываемого, а что-то особенное в нём, открывшееся только вам. Темы-восприятия («Картина В. М. Васне­цова «Иван-царевич на Сером Волке», «Бе­лоствольная красавица», «Бесценная фо­тография», «Портрет А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина» и др.). Раскрытие таких тем требует навыков анализа худо­жественного произведения: картины или фотографии. Нужно вкратце рассказать об авторе либо истории создания полотна (по­явления фотографии), описать с элемента­ми анализа изображённое, высказать своё отношение к предмету изображения.
  2. Сочинения-рассуждения Темы-констатации («Футбол — школа мужества», «Книга — мой друг», «Мой любимый вид спорта», «Природу надо беречь» и др.). При работе над такими те­мами нужно изложить известные факты о    предмете рассуждения, при этом снаб­дить их собственным комментарием. Темы-проблемы («Зачем нужен язык, ка­кова его роль в жизни общества?», «Ка­кого человека я считаю культурным?», «Почему книгу надо беречь?», «Почему нужно заниматься спортом?» и др.). Их раскрытие требует глубоких размышле­ний, поиска исчерпывающего ответа на вопрос, выражения своей позиции и её ар­гументированного обоснования. Темы-представления («О чём могут расска­зать следы на снегу?», «Какой должна быть школьная перемена и почему?» и др.). Здесь вам понадобятся фантазия, оригинальность мышления вместе с умением убеждать.
  3. Сочинения-повествования Темы-воспоминания («Как я однажды на­шла белый гриб», «Как я дрессировал со­бачку», «Что случилось со мной однажды в походе», «Когда моя бабушка училась в школе» и др.). Их успешное раскрытие предполагает рассказ о действиях, собы­тиях в их хронологической последователь­ности и оценку произошедшего. Темы-зарисовки («Сегодняшний день», «Вот так история!», «Удачный выходной» и др.). При их раскрытии необходимо не только рассказать о событиях, но и обра­тить внимание на нечто необычное, слу­чившееся в определённый момент. Темы-интерпретации («Как Стёпа дрова колол», «Урок мудрости», «Горе-мечта­тель», «Берегите братьев наших меньших» и др.). Их раскрытие предполагает ин­дивидуальную трактовку увиденного или услышанного (к теме прилагаются рисун­ки или короткий рассказ-сюжет).

Получив тему, задумайтесь: понятна ли вам её формулировка, а зна­чит, и ваша задача;

—            есть ли у вас материал к этой теме; если нет, как его подобрать;

—            какие оригинальные мысли, суждения вы можете предложить;

—            каков тип текста и жанр предполагаемой работы.

Идея сочинения

Идея вашей работы — это то, что вы хо­тите сказать по поводу данной темы, это отно­шение к предмету описания, впечатления от события, о котором рассказываете, позиция-те­зис и характер доводов в рассуждении.

Идея сочинения должна быть осознана ещё в начале работы, чётко сформулирована и прове­дена от вступления до заключения через основ­ную часть. Она придаёт цельность, стройность и логичность работе. Если же идея отсутствует, т. е. вы не знаете точно, что сможете сказать по этой теме, на чём сделаете акцент, сочинение не будет интересным, тему не удастся раскрыть.

Жанр сочинения и функционально­смысловой тип текста

В основе определения жанра лежит функ­ционально-смысловой тип текста. Различают три основные разновидности: повествование, описание и рассуждение.

Повествование — это рассказ о событи­ях, происшествиях, действиях. В нём одно действие сменяется другим, другое — третьим и так далее, поэтому доминантная роль в этой форме словесного выражения принадлежит гла­голам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они обозначают последо­вательно сменяющие друг друга события, обес­печивают развёртывание сюжета. Предложе­ния в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными.

Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков: описания предмета (какой предмет), места (где что находится), состояния среды (каково здесь), состояния человека (каково ему здесь). В описании больше, чем в повествовании, слов, обозначающих качества, свойства пред­метов. Глаголы в описании выступают, как правило, в форме несовершенного вида, насто­ящего или прошедшего времени. Важно, что в описании они обозначают не последователь­ную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живо­писном полотне.

Рассуждение — это словесное доказательст­во (почему так, а не иначе; что из этого сле­дует), объяснение (что это такое), размышле­ние (как быть; что делать). Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяжёнными и сложно построенными пред­ложениями (с обособленными оборотами, раз­личными типами бессоюзной и союзной связи) и абстрактной лексикой, т. е. значительным количеством слов, обозначающих понятия (в повествовании и описании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явле­ния). В любом рассуждении есть тезис, и обос­нование высказанной мысли, логический вы­вод из всего сказанного.

Нередко в одном тексте бывают представ­лены различные типы речи.

Основные требования к речи

Правильность — соблюдение порядка слов, норм согласования и управления. Например, неправильно убираемая комната мною — пра­вильно убираемая мною комната; неправиль­но удивляться чем-либо — правильно удив­ляться чему-либо; неправильно Врач Иванова зашёл в кабинет — правильно Врач Иванова зашла в кабинет.

Точность — соответствие слов, употребля­емых в речи, её содержанию. Точная речь та­кая, которая наиболее верно выражает мысль, характеризует предмет и т. д. Например, не­правильно Давай вечор встретимся, т. к. сло­во вечор означает «вчера вечером».

Ясность предполагает хорошее знание пред­мета речи, грамматического строя языка и вла­дение достаточным запасом слов для выражения мыслей по теме. Ясность нарушается пропуском слов, употреблением предложений, которые мо­гут быть поняты двояко, и т. д. Например, не­правильно Пошли в футбол (пропущено слово играть), из предложения Сады окружали луга не ясно, что было окружено: сады или луга.

Стилистическая целесообразность, т. е. со­ответствие содержанию, условиям и задачам высказывания. Например, неуместно использо­вание выражения из этого следует в художес­твенном тексте: Наступила поздняя осень. Из этого следует, что багрянцем покрылись леса, птицы потянулись на юг, зачастили дожди.