Как научить ребенка писать сочинение?

Написание сочинений – это обязательная часть школьной программы по языку и литературе. Ей отводится достаточно большое количество часов, и начинается работа по развитию письменной речи уже с первого класса. Большая часть младших школьников не отличается в данном отношении особыми талантами, поэтому вопрос, как научить ребенка писать сочинение, актуален для многих родителей. Эта статья – им в помощь.

Работа по написанию сочинения делится на несколько важных этапов.

1. Сбор фактического материала. Его специфика зависит от темы. Младшим школьникам, как правило, задают написание сочинений-описаний или повествований. Их просят рассказать, например, о своем лете, о домашних питомцах, о помощи родителям. Или описать осенний парк, дорогу в школу, свою комнату и т.д. Невозможно рассказывать о том, чего не видел или о чем не имеешь представления. Задача родителей – помочь в этом плане своему малышу. Сводить его на экскурсию в парк, если он там не был; по дороге в школу обратить внимание ребенка на то, что встречается по пути (ведь дети могут не замечать многих вещей); вместе подытожить проведенное лето – вспомнить самые яркие его моменты и т.д. Если тема сочинения – какое-то литературное произведение или фильм, обязательно прочесть книгу и посмотреть кино; выделить идею, главных героев, сюжет. Желательно, чтобы ребенок все это записывал в тетрадь или блокнот (и наблюдения, и впечатления, и мысли о произведениях).

2. На втором этапе продумывается структура сочинения. Родитель должен объяснить, что это обязательный шаг. Если его не сделать, работа получится запутанной и непонятной. Стандартное сочинение состоит из трех частей:
вступительной, основной и заключительной. В первой необходимо сообщить читателю тему своей работы и объяснить, почему выбрана именно она; вторую посвятить раскрытию этой темы; а в третьей подвести итоги – сделать выводы. Все это следует донести до сознания ребенка.

3. Когда план готов, можно приступать к сочинению. Но писать его обязательно нужно сначала на черновик. Зная, что имеет право на ошибку, ребенок будет менее напряжен и позволит себе фантазировать, размышлять, экспериментировать со словами. На начальном этапе родителям необходимо контролировать процесс, а возможно даже к нему приобщиться. Например поиграть в такую игру: первую строчку сочинения пишет взрослый, вторую ребенок. И так далее – по очереди. Взрослый будет начинать мысль, а малыш развивать, украшать или заканчивать. Следует помочь юному писателю освоить навыки образной речи: подбирать эпитеты, метафоры, переносные значения и т.д. Например, предложить поискать синонимы к слову, которое в тексте повторяется; сравнить между собой ту или иную вещь; найти антонимы…

4. После написание сочинения на черновик, оно внимательно вычитывается, исправляются ошибки, вносятся дополнения. И только после этого творение можно переносить на чистовик.

Самое главное, о чем должны помнить родители, мечтающие воспитать развитых, умных и образованных детей, — это то, что важно придерживаться золотой середины. Если ребенок пришел за помощью в написании сочинения, отказывать ему нельзя. Но и делать работу за него – не выход. Нужно помочь новичку, привить ему основные навыки, научить его учиться, давая с каждым разом все больше и больше самостоятельности. Чуткие, терпеливые и мудрые родители – это залог успешных детей. При грамотном подходе даже из ребенка, не умеющего в первом классе связать и двух слов, может получиться успешный писатель. Удачи!