Как писать сочинение ЕГЭ

Одна из главных проблем, волнующих будущих выпускников – как написать сочинение ЕГЭ. Согласно нововведениям 2015 года, пишут его школьники в середине года, и успешное написание является обязательным условием допуска к экзамену по литературе.

Максимальный балл за данную работу – 23, что составляет тридцать процентов от общего количества баллов. Даже те учащиеся, которые никогда не испытывали затруднений с письменной речью, здесь могут столкнуться со сложностями, поскольку задание и критерии его оценки несколько отличаются от обычных аналогичных работ, и важно знать, как писать сочинение ЕГЭ.

Специфика оценки сочинений ЕГЭ

Если при оценке обычного сочинения, школьный учитель литературы обращает внимание на работу в целом: ее смысл, идею, стиль, убедительность изложения и т.д., — то ЕГЭ выдвигает совершенно другие требования, и работа оценивается по частям. То есть берутся во внимание определенные аспекты, важные с точки зрения проверяющих. За каждый критерий начисляется свой балл, и затем выводится общая сумма.

Школьникам в качестве исходного предлагается текст, по которому они должны написать свое сочинение-размышление.

На какие аспекты обращают внимание проверяющие?

К критериям, влияющим на количество баллов при проверке сочинений ЕГЭ, относятся следующие:

•Как сформулирована проблема текста-исходника и как она прокомментирована автором сочинения. Текст может содержать несколько проблем, но школьникам рекомендуется выделять и анализировать только одну, чтобы не распыляться. Проблему часто путают с позицией автора, это – самая распространенная ошибка при написании сочинений ЕГЭ. Как же понять, где проблема? Приведем пример: в качестве исходного предлагается текст о генномодифицированных продуктах в современном мире. Проблемой здесь будет то, что эти продукты существуют, и мы не знаем точно, как такая пища повлияет на наше здоровье.

•Позиция автора текста – это еще один, самостоятельный, критерий. Сумел ли экзаменуемый ее выделить и четко сформулировать? Здесь имеется в виду отношение автора текста к поставленной проблеме, и основная сложность заключается в том, что оно может быть так хорошо скрыто, что обнаружить его трудно. Нужно внимательно присматриваться к лексике (она часто выдает позицию), к выводам, эпиграфу (если есть). Излишнее цитирование автора при формулировке его позиции не приветствуется, и крайне важно не приписывать ему того, что он не говорил.

•Собственная позиция – это отношение автора сочинения к поставленной автором текста проблеме. Пожалуй, это самый важный аспект при оценке сочинения, и он же – для многих самый сложный, ведь нужно убедить эксперта в том, что позиция заслуживает уважения. Здесь можно и нужно приводить цитаты из литературы, случаи из жизни, научные данные и т.д. Чем больше доказательств, тем лучше.

Помимо трех вышеперечисленных аспектов экзаменатор обязательно обратит внимание на то, имеет ли текст смысловую цельность; владеет ли автор правилами пунктуации, орфографии, синтаксиса и т.д.; выразительна ли и точна ли его речь; соблюдает ли он этические нормы и точен ли в фактах.

Все это учитывается при начислении баллов за сочинение ЕГЭ.

Структура сочинения

Структура сочинения-размышления ЕГЭ традиционна. Работа должна состоять из трех следующих частей:

1. Введение, где формулируется проблема и даются комментарии к ней. Можно приводить цитаты из текста-исходника, иллюстрирующие эту проблему и ее значимость.

2. Основная часть. Разбивается на несколько подпунктов. Здесь будет раскрыта авторская позиция и позиция участника ЕГЭ.

3. Заключение – формулировка выводов, к которым пришел автор сочинения.

Написание плана – обязательный этап работы над сочинением. Кроме того, это поможет упорядочить мысли и правильно структурировать текст. Приветствуется наличие эпиграфа.

Минимальные объем сочинения составляет 150 слов, но обычно работы бывают в среднем по 200-250 слов. Слишком большие тексты проверяющие не любят.

Удачного вам написания сочинения ЕГЭ!