Как работать над сочинением

Как работать над сочинением

Составление плана

План — важнейшая часть работы, пред­шествующая непосредственному написанию со­чинения. Его составление помогает последова­тельному, продуманному изложению мыслей. В его основе — ваше понимание темы и идеи сочинения, логика описания, повествования или рассуждения.

План должен создаваться не для учителя, а с целью помочь самому себе в написании ра­боты. Попробуйте составить его неформально — и вы увидите, какое это замечательное подспорье! План должен быть:

—            пронизан единством темы и идеи;

—            логичным, последовательно раскрываю­щим основные мысли работы;

—            ясным, точным.

План должен состоять из трёх основных частей:

—            вступления (введения);

—            основной части (в случае сложного плана состоящей из пунктов и подпунктов);

—            заключения (вывода).

Вступление и заключение должны быть приблизительно одинаковы по размеру и со­ставлять примерно 1/4 часть от общего объёма сочинения.

Основная часть в плане обычно бывает представлена несколькими пунктами (не ме­нее двух), раскрывающими главные мысли работы. Каждый пункт делится на подпунк­ты — отдельные его составляющие. При этом подпункт может соответствовать микротеме из двух-трёх предложений.

Сложный план хорош тем, что помога­ет заранее подробно продумать композицию и логику работы. Имея его перед собой, вы не собьётесь, не уйдёте в сторону от раскрытия темы. Это ваш верный помощник-лоцман, ко­торый покажет путь в безбрежном море и не даст сесть на мель.

Примерный план по теме «Картина В. М. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”»

  1. Кто такой В. М. Васнецов.
  2. Сказка и её герои, изображённые на полотне:
  3. Сказочный сюжет картины.
  4. Фантастический пейзаж.
    1. Герои: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк.
  5. Картина о юной любви, победе добра над злом.

Подбор материала

Получив или выбрав тему, определив идею сочинения и составив план, необходимо заняться подбором материала к нему. Первый этап — подготовительный:

—            если вам предстоит написать сочинение- описание, рассмотрите или представьте объект, который будете описывать;

—            перед описанием картины познакомьтесь с творчеством художника — её автора;

чтобы написать рассказ, вспомните или сочините события, которые станут основой сюжета;

—            к сочинению-рассуждению приготовьте тезис-утверждение и продумайте доводы-до­казательства.

Второй этап — основной. Он заключается в записи рабочих материалов. Это могут быть опорные слова, словосочетания и предложе­ния. Имея их перед собой, гораздо легче будет справиться с работой. Рабочие материалы сле­дует систематизировать. Выглядеть это может примерно так:

Наша кошка

План

Материалы к сочинению

1. Наша любимица

общая любимица, крошеч­ный котёнок, вальяжная красавица, своенравный ха­рактер

2. Внешний вид:

а) окрас;

б) глаза, нос, ушки;

в) походка

белый окрас, длинная шел­ковистая шерсть; глаза желтовато-зелёные, нос и ушки бледно-розовые; очень грациозна, ходит мед­ленно, слегка помахивая хвостом

3. Поведение:

а) позы;

б) повадки

неподражаемые позы, свора­чивается клубком; доброжелательна, но всегда готова к обороне, любопытна и осторожна; хорошее обоня­ние

План

Материалы к сочинению

4. Образ жизни:

а) вечерний обход;

б) утреннее пробуждение

обход комнат по вечерам; громкое мяуканье по утрам

5. Домашний лекарь

снятие стресса, лечение болез­ней; спокойствие от урчания

Основные правила работы над раскрытием темы

  1. Точно определите границы темы, чтобы не расширить или не сузить её.
  2. Выделите наиболее значительные моменты и сделайте на них акцент.
  3. Не включайте в поле зрения второстепен­ные детали.
  4. Не отклоняйтесь от темы, не отвлекайтесь на попутные рассуждения.
  5. Пробудите в себе интерес к теме, чтобы работа получилась эмоциональной и убе­дительной.

Ошибки, допускаемые при раскрытии темы

Работа написана не на тему: сочинение на­писано таким образом, что тема в нём практи­чески не раскрыта. Например, сочинение на тему Какими звуками встречает меня лес предпола­гает рассказ именно о звуках в лесу, и ошибочно будет описывать деревья, животных, птиц, рас­сказывать о своих приключениях и т. д.

Отклонение от темы: сочинение начато верно, однако автор не выделил в теме глав­ное и постепенно ушёл в другую область. На­пример, сочинение на тему Как я обычно де­лаю уроки следует посвятить перечислению действий при выполнении домашнего задания и их характеристике, переключение же на то, какие предметы вам больше нравятся и поче­му, будет неуместным.

Неполное раскрытие темы: отдельные сто­роны темы раскрыты глубоко и верно, при этом другими, не менее важными, автор пре­небрёг. Например, при написании сочинения на тему Кем бы я хотел стать и почему? нужно обосновать свой выбор, рассмотрев все главные особенности выбранной профессии, а не только, например, её престижность и вы­сокую зарплату.

Работа над черновиком

  1. Прочитайте сочинение про себя, оцените, раскрыты ли в нём тема и идея, всё ли изложено последовательно, логично, со­гласно плану.
    1. Прочитайте сочинение вслух, прислушай­тесь, нет ли в нём речевых ошибок (осо­бенно часто встречается тавтология — повтор однокоренных или одинаковых слов).
    2. Проверьте, нет ли орфографических, пунк­туационных и грамматических ошибок.

Итак, читать нужно как минимум три ра­за и всякий раз вносить необходимые исправ­ления.