Как вы объясняете название романа М. Шолохова «Тихий Дон»?

Какое произведение М. Шолохова явилось подступом к роману-эпопее «Тихий Дон»?

Тему революции и гражданской войны в казаческой среде М. Шо­лохов начал разрабатывать в «Донских рассказах», которые он писал с 1923 по 1925 годы. Уже здесь писатель показал накал классовой борьбы на Дону, трагедию разделенных идеологией родных лю­дей, жестокость времени.

Как вы объясняете название романа М. Шолохова «Тихий Дон»?

Название «Тихий Дон» — постоянно употребляемая в донском народно-поэтическом творчестве идиома. Кроме того, в названии есть и некая скорбная ирония: может ли в бурях времени Дон (и река, и донской народ — казачество) оставаться тихим? Роман создавался в свете фольклорной песни о Тихом Доне, осиротевшем без ясных соколов — казаков.

Как изображает М. Шолохов довоенный быт казаков в романе «Тихий Дон»?

М. Шолохов не идеализирует жизнь казачества. Он показывает жизнь в хуторе Татарском, наполненную трудом, хозяйственными забота­ми. Казак привязан к своему коню, собственности, дому. Не все ка­заки зажиточны, но большинство все же жили лучше, чем крестьяне. Писатель подробно рисует своеобразные нравы и обычаи казаков, закрепленные вековой традицией. Он показывает молодецкие игри­ща, скачки, рыбалку, свадьбу, праздники — все, что формирует свое­образный кодекс чести казака и станичную мораль. М. Шолохов объ­ективно изображает грубые черты патриархального уклада, но по­этически воссоздает то прекрасное, что таится в народной жизни.

Какие черты позволяют считать роман М. Шолохова «Ти­хий Дон» эпопеей?

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» отражены исторически важные для народа и страны в целом события: Первая мировая война, гражданская война со всеми ее особенностями на Дону — восстанием казаков, участием в корниловском мятеже, разгро­мом контрреволюции и т. д. В романе много сюжетных линий и действующих лиц, включающих представителей разных слоев населения, разных политических и идеологических взглядов. Ка­ждый человек оказывается ввергнутым в Историю и связанным с миром Природы (народный календарь не исторический, а цик­лический, определяемый временами года, престольными празд­никами, циклом сельскохозяйственных работ).

Как решается «мысль семейная» в романе-эпопее М. Шо­лохова «Тихий Дон»?

«Мысль семейная», важная для эпопеи Л. Толстого, не менее важна и для М. Шолохова. В патриархальном быте казаков семья была основой устойчивости, нерушимости традиций, благососто­яния, морали. В дни, когда рушился привычный быт, мир был в состоянии катастрофы, дом, семья приобретали особое значе­ние. Поэтому в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» идея семьи прослеживается на нескольких семьях: Мелеховых, Кор­шуновых, Моховых, Листницких. Разрушение семьи — это траге­дия народа, разрушение основ его бытия. Поэтому так до по­следнего бьется за родное гнездо, тащит в него все что можно Пантелей Прокофьевич Мелехов, пытается сохранить семью Ильинична, многое терпит и прощает мужу Наталья. Но в по­единке с историей гибнет на чужбине старый Мелехов, отказы­вается от материнства и погибает Наталья, умирает Аксинья, разрушившая семью Григория и так и не создавшая свою, поги­бает Листницкий, не выдержав измены жены. Разрушение семьи знаменует катастрофу мира.

Почему Григорий Мелехов является типичным представи­телем казачества?

Григорий Мелехов воспитан в духе казачьих обычаев и пред­ставлений о чести, достоинстве. Он труженик, красиво, с удо­вольствием делающий обычные крестьянские дела, — косит, ме­тает стоги, то есть крестьянин, любящий деревенский труд, свой дом, родовое гнездо. Его труд направлен на созидание. Но, с другой стороны, как человек служилый, обязанный нести воин­скую службу, он лихо скачет на коне, рубит шашкой, метко стреляет, то есть мастерски разрушает Дом, несет смерть. Имен­но такая двойственность была типична для казаков и определяла их противоречивость.

Сопоставьте образы Натальи и Аксиньи в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».

Наталья — цельная в своем отстаивании семьи и Дома натура. Она воспитана в семейно-патриархальных традициях и в них ви­дит залог устойчивости мира. Наталья любит Григория верно и терпеливо, многое прощает ему. Она искренна в своем стремле­нии отстоять семью и увести мужа от разлучницы Аксиньи. Это нравственно чистый человек, любящий детей. Ей нелегко решить­ся на грех убийства еще не рожденной жизни, но это она совер­шает, отчаявшись вернуть мужа. Ее чистая верность и достоинст­во оказались растоптаны. Аксинья — женщина страстная, само­забвенная в любви, увлекающаяся. Но она не способна перенести свою любовь на детей, на семью. Она, в отличие от Натальи, вне дома, вне обычаев. Если у Натальи «чистая внутренняя красота», то у Аксиньи — порочная, вызывающая, чувственная. Она пре­ступает традиции и устои казачьего быта, стремится к свободе, воле. В ней в противоречивом единстве сошлось земное и идеаль­ное.

 

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.