Как вы понимаете текст комедии Ревизор

Как вы понимаете текст комедии Ревизор

Тема комедии — жизнь провинциального русского города начала XIX века. Первым сообщил о ревизоре городничий, он получил пись­мо, в котором его знакомый сообщил о том, что в губернию, особенно в их уезд, направляется человек с тайными предписа­ниями о проверке. Все поверили этому сообщению, потому что за ними водят­ся грешки, внутренне чиновники опасались, потому что пло­хо исполняли свои обязанности. Внутренне они предполага­ли, что проверка может случиться. Приняли ожидаемое за дей­ствительное. Хлестаков, конечно же, мелкий чиновник и ничтожный че­ловек, а его принимают за значительное лицо. Это происходит потому, что чиновники боялись, именно страх затмил их взо­ры. Даже Городничий, человек опытный в подобных делах, и тот обманывается. В беседах с чиновниками он предстает вруном. Он врет вдох­новенно, при этом не задумывается о последствиях, он заврал­ся, требует денег. Особенно смешно его общение с женой и дочкой городни­чего. Он заигрывает попеременно то с одной, то с другой. Одним словом, «легкость в мыслях» действительно необыкновенная.

Завязка комедии начинается словами городничего: «Я при­гласил вас, господа…» Получено письмо с предупреждением. После этого начинает развиваться действие.

Развязка — немая сцена в конце. Это было проявлением но­ваторства Гоголя, до него в драматургии существовал иной тип развязок: зла наказано, добро торжествует. Хлестаков не хотел (не мог планировать при его глупости) обманывать чиновников. Но он попал в ситуацию обмана, даже сам не понимая, почему всё так происходит. Его требование денег — даже не наглость, а своеобразная душевная простота, которая позволяет ему думать, что эти подарки ему полагаются.

Комическое содержание пьесы основывается на том, что чиновники начинают верить Хлестакову. Это очень ярко видно в «сцене вранья». Почему так происходит? Этим изображением Гоголь подчеркивает, насколько «грешны» все чиновники, грешны в том смысле, что все они вопиюще нарушали свои дол­жностные обязанности. В глубине души они очень боятся ра­зоблачения.

Роль ремарок в драматическом произведении очень велика. Поскольку в пьесах отсутствует авторская речь, именно с по­мощью ремарок писатель констатирует свое видение происхо­дящего и свое отношение к нему: он характеризует позы, мане­ру речи, поведение героев, их ощущения. Ремарки помогают актерам и режиссерам понять содержание пьесы.

Известие о прибытии настоящего ревизора. Этот эпизод можно истолковывать по-разному. Мы уже размышляли о том, что сам Гоголь предлагал аллегорическое толкование своего произведения.

Если воспринимать пьесу так, то можно предполагать, что новый чиновник — это совесть каждого персонажа. Хотя отку­да у них совесть? Наличие её предполагать трудно, иначе они не вели бы такой образ жизни. Интереснее воспринимать пьесу как реалистическое произ­ведение: приехал настоящий чиновник, теперь зло будет нака­зано.

Экспозиции в пьесе нет. Традиционной завязки тоже нет: ожидание ревизора, страх и боязнь разоблачения — вот что ста­новится завязкой. Формально она выражена в получении го­родничим письма.

Кульминация — чтение письма Хлестакова, его разоблаче­ние. Развязка тоже имеет новаторский характер — это знамени­тая «немая сцена», которая позволяет автору заставить зрителя сфокусировать свое внимание на действии, вспомнить его и сде­лать выводы.

Реплика Николая I — очень известный комментарий пье­сы, сделанный им после просмотра. Очевидно, император пра­вильно понял и оценил содержание пьесы. В произведении мы наблюдаем обличение всей чиновно-бюрократической систе­мы русской жизни. Общественный конфликт выражается в рас­крытии внутренних противоречий, никчемности, несостоятель­ности общественных устройств. Каждый зритель мог увидеть себя в ком-то из героев. А положительных героев нет. Над со­бой смеяться не всегда легко. Это и могло «рассердить» публи­ку, после чего автор и посчитал, что «все против него».
Ремарка — авторское пояснение, сопровождающее диалог или делаемое автором пояснение в тексте драматического про­изведения.

Городничий. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему. Ремарка в данной реплике комментирует состояние город­ничего. Монолог — развернутое высказывание действующего лица. Например, в действии первом монолог городничего: «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то необыкновенные крысы…» Диалог — разговор двух или нескольких лиц. Например, в действии первом явление III диалог Бобчинс- кого и Добчинского.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.