Какую роль играет жанр в вашем чтении?

Приведите примеры жанров, которые сейчас еще существуют, но утратили свою популярность.
Кроме названных выше (вопрос 5), можно также назвать элегию, сатиру.

Назовите самые «молодые» жанры в любом из родов литературы.

Среди эпических произведений это эссе и очерк. Однако еще важнее то, что часто создаются произведения, жанр которых трудно определить.

Среди лирических произведений соз­дано много вариантов уже существовав­ших жанров. Остаются популярными и постоянно расширяются игровые формы стихотворений.

Драматические произведения расшири­ли круг жанров в связи с развитием теле­видения, популярности ток-шоу и прочих форм зрелищ.

Как объяснить, почему Иван Сергеевич Турге­нев называл произведение «Муму» то рассказом, то повестью?

И в том, и в другом случае он не со­вершал ошибки. Среди примет рассказа можно назвать относительно несложный сюжет, небольшое количество действую­щих лиц. Среди примет повести — относительно большой размер, существо­вание пусть небольшой второстепенной сюжетной линии, серьезность поставлен­ных нравственных проблем. Однако в этой путанице названий дело не только в конкретных признаках, а в том, что нет точного и жесткого определения призна­ков каждого из жанров и возможно раз­личное их толкование.

Паустовский рассказал об игре, которую как-то затеял Горький, который вместе с Буниным и Леонидом Андреевым сидел в таверне и наблюдал за одним из своих соседей по столикам. Каждый из этих трех писателей по-иному охарактеризовал не­знакомого им человека. Сможете ли вы предполо­жить, какое по жанру произведение об этом челове­ке мог бы создать каждый из участников этой игры? Как вы это докажете?

Все три писателя восприняли своего случайного соседа по-иному. Скорее всего, Горький, который затеял эту литератур­ную игру, создал бы очерк, поскольку не­избежно пригляделся бы к человеку, о ко­тором предложил писать произведение. Леонид Андреев — очень драматичную и даже романтичную новеллу, поскольку за­явил, что перед ним — «сын дьявола». Бу­нин, который так подробно и точно его описал, психологический рассказ.

Какую роль играет жанр в вашем чтении?

В чтении каждого человека жанр играет определенную роль. Каждый может ука­зать причины, которые определили такой выбор. Те, кто любит музыку и пение, часто увлечены лирикой. Наблюдатель­ные и любознательные читатели — эпо­сом. Любители телевидения и театра — драматическими произведениями. Но час­то читатель любит конкретного автора и читает его произведения самых разных жанров. Те, кто любит Льва Толстого, чи­тают и его рассказы, и его романы, и его пьесы. Недавно в программы средней школы были включены многие произведе­ния Алексея Константиновича Толстого, и многие стали читать и его роман «Князь Серебряный», и его лирику, и его балла­ды, и даже его сатирические произведе­ния, созданные для вымышленного авто­ра Козьмы Пруткова.

Перечалите жанры тех произведений эпо­са, лирики и драмы, с которыми вы познакомились на уроках литературы и в самостоятельном чтении. Какие из жанров кажутся вам «долгожителями»?

Каждый из нас хотя бы немного знаком с любым из жанров эпоса, лирики и драмы. Читая, мы обычно и не обращаем внимания на жанр, хотя он может опреде­лять наш выбор произведения для самос­тоятельного чтения. Обычно «долгожите­лями» представляются романы. Но, зна­комясь с историей жанров, мы уже узнали, что сохранился эпос как героиче­ская поэма об исторических событиях. Как свидетель былого — летопись. Как привычный и уже исчезающий способ общения — письма, дневники.

Связан ли жанр произведения с тем, в стихах или в прозе написано это произведение?

Среди требований, которые предъяв­ляет каждый жанр, одно касается того обстоятельства, в стихах или прозе оно написано. Однако и тут возможны творческие варианты. Так, существуют «Стихотворения в прозе», образцом ко­торых являются стихотворения в прозе И. С. Тургенева, прежде всего знакомый всем наизусть «Русский язык». Пьеса мо­жет быть написана и в стихах, и в прозе. Впереди у старшеклассников чтение ро­мана в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы в прозе Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Существуют ли жанры художественной лите­ратуры, чтение которых вам не доставляет удоволь­ствия? Попробуйте объяснить, почему.

Многие ученики называют, отвечая на этот вопрос, стихи, посвященные ли­рическим переживаниям (мальчики) и воинским подвигам (девочки). Всем из­вестно, что, читая «Войну и мир», часть девочек читает только «мир», а мальчи­ков — только «войну». Выбор предпочте­ний всегда неизбежен. И объяснение при чтении каждой книги — свое для каждого читателя. Иногда такого рода объяснения носят даже забавный характер. Так, один юноша не терпел, когда среди героев появлялся хотя бы один, имя которого было Игорь. Другая читательница не вы­носила героинь — жгучих брюнеток… Вкус, случайные воспоминания и при­страстия, чьи-то замечания — все может повлиять на наше восприятие.

Попробуйте создать табличку жанров, кото­рые вы любите читать, располагая их в зависимости от ваших симпатий и антипатий.

Роман, новелла, лирика (в том числе и стихотворения в прозе), комедия, воде­виль, пародии.

Попробуйте создать на материале событий жизни вашего класса небольшое произведение. Это может быть очерк или рассказ, эссе или статья, частушка или эпиграмма. Даже тот, кто не пытается стать писателем, обычно владеет несколькими жан­рами. Проверьте свои силы и не пытайтесь создать то, что вам не свойственно.

Приступая к этой работе, каждый может обратиться к изданиям детского фольклора и использовать их как образец для подражания или как критерий для оценки собственного творчества. Часто ученики старших классов обращаются к жанру пародии и создают пародии на про­изведения, которые кажутся им достой­ными такого отклика.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.