Краткий пересказ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Как и у героя салтыковского очерка «Имярек», «лозунг» М.Е. Щедрина выражался в трёх словах: свобода, развитие и спра­ведливость — для родины, которую он, по собственному признанию, «любил до боли сердечной». Писатель неу­томимо исследовал общественные и человеческие поро­ки своего времени, был «летописцем минуты». Часто подвергаясь цензурным запретам, М.Е. Салтыков-Щедрин искал иносказательную форму для выражения своих мыслей. Сам писатель свою манеру писать назы­вал «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа.

К такому жанру щедринской сказки принадле­жит «Повесть о том, как один мужик двух генералов про­кормил». Сказка вобрала в себя многолетние наблюде­ния и размышления о сути общественных отношений. Два генерала, очутившись на необитаемом острове, не смогли прожить и двух дней без услужливой помо­щи мужика. Высмеивая беспомощность, нахальство и праздную жизнь генералов, М.Е. Салтыков-Щедрин противопоставляет ей трудолюбие, сметливость и на­ходчивость мужика, проводящего жизнь в труде, очень часто даже не поощряемом господами. Свою идею ав­тор доносит до читателя, умело используя возможности жанра сказки. Сказочный зачин «Жили-были два гене­рала…» сразу же настраивает читателя на дальнейшее иносказание. Это входная дверь в мир сказочной услов­ности, где возможны самые неправдоподобные события. Пребывание героев на необитаемом острове вполне подчиняется законам сказки. Излюбленный сказочный мотив — гротескное перевоплощение — помог писате­лю устроить сатирическую демонстрацию того, как ал­чные представители «дирижирующего сословия» мо­гут превратиться в самых настоящих диких животных: «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание… Полетели клочья, раздал­ся визг и оханье: генерал, который был учителем кал­лиграфии, откусил у своего товарища орден и немед­ленно проглотил». Такое изображение вполне можно назвать гротескным портретом. Используя сказочную основу, Щедрин избегал подражания этому жанру. Щедринская сказка не подчиняется строгим правилам жанра и нарушает их. Писатель добивается особо ко­мического эффекта на стыке традиционных сказочных приёмов и вполне реалистических, будничных деталей злободневной современности.


Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.