Краткий пересказ «Василий Теркин» Твардовский

«Василий Теркин»

(Поэма)

Пересказ.

От автора

Стихотворение, открывающее цикл поэтических пове­ствований о фронтовой жизни и подвигах вымышленного солдата Василия Теркина. Автор знакомит читателя с Тер­киным, но лишь поверхностно, как бы давая понять, что на­стоящее знакомство еще только впереди — когда бойца уви­дят в деле. Заодно поэт предупреждает, что его эпопея с Тер­киным не похожа на обычные стихотворные циклы: в ней нет начала и конца, иначе она лишилась бы смысла. Война началась внезапно, вырвав людей из обычного течения жиз­ни, а закончилась для каждого по-своему. Поэтому и стихи о войне должны быть без конца и начала.

На привале

Рота знакомится с Василием Ивановичем Теркиным — солдатом, который на фронте с первых дней войны. Он ока­зывается хорошим едоком и балагуром, умеет развеселить вокруг себя компанию. Но Теркин — «хват» не только на словах, но и на деле: он знает о войне больше, чем собрав­шиеся вокруг него. Солдат объясняет всем на привале, что такое «сабантуй», так он называет какую-нибудь опасную ситуацию во время боя. Теркин учит, что главное для бой­ца — не терять самообладания и не унывать. По виду солда­та становится понятно, что из таких берутся герои, так что даже странно, что Теркин пока не отмечен медалью.

Перед боем

Автор рассказывает об отступлении Красной армии в первые месяцы войны. Поэт не называет это бегством: сол­даты не бежали от войны, а шли за ней — двигались за сме­щавшейся на восток линией фронта. Был среди тех, кто шел за войной по пятам, и Василий Теркин. Как «более идейный» он вел с другими бойцами политбеседы, которые неизмен­но сводились к одному: «Не унывай!» Во время отступления случалось оставаться в тех деревнях, откуда родом какой- нибудь боец. И удивительно: не только этот боец, но и все солдаты его роты были там свои, родные, земляки. Пока от­дыхают солдаты, местный трудится по дому, помогает, чем может жене, которую на рассвете вынужден будет оставить.

Переправа

В стихотворении описана ночная переправа роты на понтонах через замерзающую реку под огнем противника. Переправа сорвалась, на противоположный правый берег попал только первый взвод. Остальные — кто уцелел при обстреле — закрепились на левом берегу в ожидании. Уже утром солдаты с правого берега замечают бойца в реке, плы­вущего к ним. Его вынули из ледяной воды, отогрели, вы­слушали его историю. Это Теркин, он сообщает о том, что первый взвод удачно закрепился и готов обеспечить пере­праву при огневом прикрытии. Боец шутит и просит награ­дить его стопкой, «потому как молодец», чем поднимает на­строение остальных.

О войне

Обращение к бойцу с речью о воинском долге. Автор устами Теркина рассуждает, что главное для солдата. Вывод Теркина (и автора): главное — исправная служба на защите Родины, готовность без сожаления отдать жизнь за правое дело. Теркин излагает эту мысль простым языком, без высо­ких слов, что позволяет описать войну как трудную работу, а ее итог — как счастье для тех, кто остался в тылу, т. е. жен и детей.

Теркин ранен

Выполняя приказ «делать связь», Теркин принимает решение для успешного выполнения задания в одиночку уничтожить одну из огневых точек противника, забросав ее гранатами. При этом солдат был ранен из пистолета в плечо и потерял много крови. Спустя сутки бойца подобрало на­ступавшее подкрепление.

О награде

Теркин делится с друзьями мечтой о медали. Медаль нужна ему не из гордости, не из зазнайства, не из тщесла­вия. Почетно вернуться домой с наградой — сразу стано­вишься первым парнем на любой сельской гулянке. А глав­ное — тебя будет считать героем девушка, которую рад бы полюбить.

Гармонь

Вернувшийся из госпиталя Теркин едет догонять свою роту. Во время вынужденной остановки на морозе Теркин жалеет, что нет гармони — с ней бы лучше согрелись. Вы­ясняется, что гармонь-то есть, но принадлежит она убитому командиру.

Наконец солдаты решают дать гармонь-трехрядку Тер­кину, чтоб сыграл что-нибудь. И тогда живой, словно в па­мять об ушедших, зачастил «стороны родной, смоленской грустный памятный мотив», а там и другие. От этого всем действительно теплее стало, кто-то пустился в пляс. Тогда во­дитель решает подарить Теркину гармонь, чтобы она и даль­ше пела в умелых руках в память о погибшем командире.

Два солдата

Когда рота останавливается в одной из деревень, Тер­кин квартирует в избе у двух стариков. Солдат помогает им по хозяйству: затачивает пилу, чинит часы. Дед доволен мо­лодым бойцом.

Старик, вспомнив собственную молодость, прошедшую на фронтах Первой мировой войны, похваляется перед ста­рухой удалью Теркина, как своей. Дед и Теркин заводят разговор о фронтовой жизни, спорят. Перед уходом, то ли отвечая на вопрос старика, то ли давая ему клятву, боец го­ворит, что немца Красная армия побьет.

О потере

Один из бойцов, бородач, теряет кисет, сильно пережи­вая из-за этого. Теркин поначалу вроде соглашается, что солдату потерять кисет — беда. Но потом начинает возра­жать, уверяя, что есть потери и похуже. Принимается рас­сказывать про шапку, доставшуюся от приглянувшейся ему медсестры. Такую вещь потерять еще страшней. Но есть и другое, что потерять никак нельзя.

Теркин продолжает перечислять и в конечном итоге приходит к выводу, что на войне по большому счету не стыд­но и не страшно потерять вещи, друзей, семью, жизнь — стыдно и страшно потерять Родину.

Поединок

Автор рассказывает о рукопашной схватке Теркина с фрицем. Трудный был бой, словно вся война для Терки­на в тот момент сосредоточилась на схватке этих двух сол­дат — советского и вражеского. А раз так, то нельзя не по­бедить, хоть советский солдат, измотанный лишениями, и слабее, и голоднее.

Теркин, одерживая верх, заключает: с нашим братом — это не с бабами воевать. Но «война не вся», впереди еще много таких боев.

От автора

Небольшое отступление, в котором автор рассуждает о том, чего он хочет добиться своей книжкой. Поэт лиш­ний раз напоминает, что его стихи — «без особого сюже­та», поскольку нет сюжета у войны. А воспетый в них сол­дат — обычный человек, каких тысячи, не заколдованный ни от пули, ни от «осколка-дурака». В строках звучит при­зыв к бойцам верно служить Родине.

«Кто стрелял?»

Уставшие от боев солдаты, которые расположились по окопам, мечтают о мирной жизни под жужжание май­ского жука. Неожиданно с неба раздается другое «жуж­жание» — показывается вражеский самолет. Он кружит над позицией и поливает солдат огнем. Какой-то храбрец решается подняться из окопа и выстрелить из винтовки в приближающуюся машину. Самолет удается сбить. Гене­рал требует найти героя. Им оказывается Теркин, который, верно, скоро получит «орден как с куста». Боец при этом предупреждает других, чтоб не завидовали и не радовались раньше времени: у фашистов сбит не последний самолет.

О герое

Теркин рассказывает о том, как в госпитале видал на­стоящего героя — с орденом. И было Теркину обидно за род­ной смоленский край. Герой приехал с Тамбовщины, и слов­но все там особое. Показалось, будто только Тамбовщина может рождать героев, а Смоленщина — сирота. Стыдно было бойцу, оттого и хотелось отличиться. За родную зем­лю он старался, а не за личную славу.

Генерал

Теркин расположился на отдыхе — сушит выстиран­ную одежду и нежится на солнце. На войне таких день­ков мало. Вдруг приходит приказ явиться к генералу. При­шлось спешно одеваться в непросохшие вещи и спешить в генеральскую палатку. Дается описание генерала, крат­кий рассказ о его боевой славе: перед таким генералом и оробеть не грех. Генерал за сбитый самолет награждает Теркина орденом. Автор рассказывает, сколь почетна для бойца эта награда, а особенно — крепкое рукопожатие гене­рала. Генерал дает бойцу отпуск, но Теркин отказывается: дом сейчас на занятой немцами территории. Тогда генерал дает слово, что отпуск не отменяется, а только откладывает­ся: придет время, и они вместе дойдут до дома бойца.

О себе

Небольшое отступление. Автор восхищается родной землей и уверен, что Теркин, хоть и не поэт, а как русский человек испытывал и думал о Родине то же самое.

Бой в болоте

Третий день рота пытается взять Борки. Некоторые из солдат ропщут, кто-то ругает танкистов, кто-то авиацию. Теркин пресекает такие разговоры: бывает и хуже во сто раз. Сейчас бойцы на отвоеванной земле, в роте, имеют связь, не­плохо вооружены — разве можно тужить?! Хуже было, когда прятался от немцев в копне сена, а они пели «Москва моя». Не стоит сетовать на трудный бой — со временем он будет па­мятен, словно освобождали большой город.

О любви

Поэт славит женскую любовь, которая в тяжелые мину­ты придавала силы бойцу. Женская любовь, как уверен ав­тор, «на войне сильней войны и, быть может, смерти». Мно­го дум и волнений, много ласки и тепла вложено в письма любимых. И сам солдат, читая такое «письмецо», полон дум о милой ему женщине: что с ней, где она, как течет ее жизнь? Любовь к солдату-защитнику делает всех жен уди­вительно добрыми. Автор советует женщинам писать бой­цам чаще: это для солдат — лучшая награда.

Отдых Теркина

Пока был в госпитале, вроде славно отдохнул Теркин. Здесь, как в солдатском раю, но для настоящего бойца та­кой рай — не в рай. Нельзя резать краюху штыком, нель­зя есть с колена и еще много чего нельзя. Понимает Теркин, что место его — на фронте. И спешит подлечившийся сол­дат вернуться в строй.

В наступлении

Бойцы берут еще одно селение. Командир смертельно ранен, и тогда вести взвод под огнем противника решается Теркин: «За Родину! Вперед!» — командует он. Селение взя­то. Солдаты славят перед генералом имя Василия Теркина.

Смерть и воин

Теркин тяжело ранен, к нему в облике старухи являет­ся смерть. Она уговаривает бросить борьбу за жизнь, отсту­пить. В обмен предлагает покой. Смерть уверяет солдата, что он все равно не вернется домой живым, а если чудом по­везет и вернется, то непременно калекой. На какой-то миг Теркин дрогнул, поддался уговорам, но поставил условие: в день Победы хоть на миг воскреснуть, чтобы увидеть все­общую радость. И когда смерть отвечает отказом, Теркин со злобой гонит ее прочь — он решает жить, во что бы то ни стало. Бойца вскоре находят другие солдаты, хоронившие мертвых.

Теркин пишет

Письмо Теркина из больничной палаты боевым товари­щам. Боец с шуткой-прибауткой велит держаться, не уны­вать. Он обещает непременно вернуться «в родную часть», чтобы — если уж суждено будет погибнуть от пули — встре­тить смерть среди друзей.

Теркин-Теркин

Вернулся Теркин в родной полк, не может с ходу при­выкнуть: все здесь изменилось, это всем раненым, вернув­шимся в строй, известно. Но вдобавок ко всему появился в полку новый Теркин — Иван-бронебойщик. Василий недоумевает: знать, Теркин не настоящий. Нет, настоя­щий — балагур, гармонист, герой, имеет награды. А то, что рыжий — так это даже лучше, таких девушки боль­ше любят. И уж засомневался Теркин — может, он не на­стоящий. Старшина объявляет, что отныне каждой роте приписали «своего Теркина», и велит всем спать. Автор заключает тем, что настоящие герои вроде выдуманного Теркина есть в каждой роте, в каждом взводе, в том числе и однофамильцы.

От автора

Небольшое отступление. Стихотворение написано поэ­том в ответ на слухи, которые пошли о Теркине по фронту: все его знают — кто «видел», кто слышал о нем. Многие беспокоятся о судьбе смелого паренька. Автор успокаивает чи­тателей: не погибнет Теркин, «коль войне не вышел срок». И тем более не может умереть герой, когда армия уверенно перешла в наступление и гонит врага с родной земли.

Дед и баба

Вновь оказывается Теркин в том селе и в том доме у го­степриимных стариков, где случалось ночевать. Те не сразу его признали, а только когда солдат завел речь об отремон­тированных им часах. Все теперь по-другому: тогда отсту­пали бойцы, теперь наступают. Дед шутит: наступаешь — стал героем, вновь случится отступать — будешь просто ря­довым, как когда-то. В ответ на шутку слышит серьезное: отступать Теркин больше не намерен, не бывать тому.

На Днепре

Наконец Теркин оказался на берегах родного Днепра. Боец вспоминает проведенные здесь годы — с детства и до того времени, как пошел служить. И солдата берет тоска, что вынужден он вновь оставить смоленскую землю, только теперь уже в глубоком тылу: война идет дальше на запад, за ней следом — бойцы Красной армии.

Про солдата-сироту

Когда рота остановилась под Смоленском, один из сол­дат отпросился у командира посетить родное село. Оказа­лось, там почти все погибли, включая и семью бойца, ко­торый остался сиротой. Поэт поет гимн простому солдату, солдату-сироте, который для него важнее генералов и геро­ев. Автор славит солдата-сироту, который прошел через ис­пытания войны и спасал Родину, зная, что «плакать неко­му о нем». Автор велит всем помнить о «слезе его святой», которую проронил боец, осиротев на войне.

По дороге на Берлин

Рота Теркина в заграничном походе. Здесь их радостно встречают мирные жители — как иностранцы, так и те из советских граждан, кого война забросила далеко от дома. Среди них немолодая женщина — для всех солдат мать.

Бойцы выделяют ей сани с конем и еще много чего дают с со­бой в дорогу. Женщина беспокоится, что задержат ее с ко­нем — не положено. Но один из бойцов успокаивает: «Ска­жешь, Теркин разрешил!»

В бане

«Глубоко в Германии» солдаты заняли пустующий дом и одну из комнат переделали под баню, чтобы всласть попа­риться. Автор пишет о шрамах бойцов, об этих отметинах войны — вехах фронтовых дорог. И в парной, как на войне для солдата: хлещет веником, как немца бьет, не знает уста­лости. И в бою, и в «банном труде» одинаков русский человек.

От автора

Заключение эпопеи о похождениях бравого Теркина. Автор признается, что персонаж его выдуман полностью и прототипов у Теркина вроде нет. Но вместе с тем прототи­пом в той или иной мере послужил каждый русский солдат. Создавая этот собирательный образ, поэт мечтал «о сущем чуде» — чтобы от его выдумки, «на войне живущим людям было чуточку теплей».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.