Краткое содержание: Уроки французского (Распутин)

Уроки французского

«Странно: почему мы так же, как и перед ро­дителями, всю жизнь чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в шко­ле, — нет, а за то, что сталось с нами после».

Рассказчик пошел в сорок восьмом году в пя­тый класс. Он жил в деревне, где была только на­чальная школа. И поэтому ему пришлось отпра­виться в город, уехать из родного дома. Мальчику было только одиннадцать лет, он был старшим из троих детей. В деревне было голод­но. И иногда, когда было особенно тяжело, маль­чик «глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде». У главного ге­роя не было отца, семья жила очень бедно. Но мальчик очень хорошо учился, и поэтому мать решила отправить его в город.

Учился он по-прежнему хорошо. Пятерки бы­ли по всем предметам, кроме французского. У главного героя было плохое произношение.

Жизнь мальчика была тяжелой. Он очень тос­ковал по дому. Он также очень страдал от голо­да. Конечно, мать присылала ему еды. Но этого было недостаточно. Больше ничего мать присы­лать не могла, ведь у нее было еще двое детей. К тому же запасы съестного кто-то потихоньку воровал. Мальчик не знал, кто это делает — хо­зяйка дома, где он жил, или ее дети.

Однажды мальчик Федька спросил главного героя, умеет ли он играть в «чику» на деньги. Главный герой играть на деньги не умел, его пригласили посмотреть. «Разобраться в игре ни­чего не стоило. Каждый выкладывал на кон по десять копеек, стопку монет решками вверх опу­скали на площадку, ограниченную жирной чер­той метрах в двух от кассы, а с другой стороны, от валуна, вросшего в землю и служившего упо­ром для передней ноги, бросали круглую камен­ную шайбу.

Бросать ее надо было с тем расчетом, чтобы она как можно ближе подкатилась к черте, но не вышла за нее, — тогда ты получал право первым разбивать кассу. Били все той же шайбой, стара­ясь перевернуть монеты на орла. Перевернул — твоя, бей дальше, нет — отдай это право следую­щему. Но важней всего считалось еще при брос­ке накрыть шайбой монеты, и, если хоть одна из них оказывалась на орле, вся касса без разгово­ров переходила в твой карман, и игра начина­лась снова».

У главного героя не было денег, поэтому он не принимал участия в игре. Ему казалось, что он мог бы выиграть. Мальчик понимал, что та­кие качества, как меткость и ловкость у него есть.

Мать отправляла ему продукты, потому что денег у нее не было. Очень редко она посылала ему деньги, чтобы сын купил себе молока. Маль­чику молоко нужно было пить от малокровия. Но купить молока ему удавалось крайне редко. Однажды, когда мать прислала ему пять рублей, мальчик не пошел за молоком, а разменял день­ги на мелочь и отправился играть на деньги. Сначала мальчик только проигрывал. Однако он постепенно приобретал навыки к игре. И вот на­ступил день, когда он выиграл.

Стояла теплая осень. Погода была прекрас­ная. Теперь каждый день после школы мальчик приходил играть. Он стал выигрывать. У маль­чика появились свои методы, которые и позво­ляли ему оставаться в выигрыше. Теперь у него появились деньги, и он мог купить молока.

Сначала мальчики спокойно относились к то­му, что главный герой всегда выигрывает. Но по­том они заметили, что он быстро выходит из иг­ры. Им это не понравилось. Однажды завязалась драка. Главного героя избили и прогнали.

На следующий день мальчик с тоской смотрел на свою избитую физиономию в зеркало. Ему бы­ло страшно идти в школу. Первым уроком был французский. Учительница, Лидия Михайлов­на, обратила внимание на лицо своего ученика. Она спросила у него, что случилось. Мальчик от­ветил, что упал. Один из учеников, Тишкин, сказал: «Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит, упал».

Это было настоящее предательство. Главный герой остолбенел. За игру на деньги могли ис­ключить из школы. Но Лидия Михайловна слов­но не обратила внимания на слова Тишкина. Она вызвала его к доске. А главному герою рассказа велела остаться после уроков. Мальчик боялся, что учительница поведет его к директору. Но Лидия Михайловна стала спрашивать, выиг­рывает он или проигрывает. Мальчик ответил, что выигрывает. Учительница спросила, что он делает с деньгами.

«—Ну, так что ты делаешь с деньгами, кото­рые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?»

—   Нет, немного. Я только рубль выигрываю.

—  И больше не играешь?

—   Нет.

—  А рубль? Почему рубль? Что ты с ним дела­ешь?

—   Покупаю молоко.

—   Молоко?»

Очевидно, слова мальчика поразили молодую учительницу. Она только лишь сказала, что на деньги играть не надо, нужно обходиться без этого. Мальчик пообещал Лидии Михайловне, что больше играть не будет.

В этот период мальчику приходилось очень тяжело. Из деревни никто не приезжал и не пе­редавал ему продукты. Мальчику все время хо­телось есть. Однажды он не выдержал и пришел к ребятам, которые играли на деньги. Теперь мальчику нужен был рубль не на молоко, а на хлеб. Его встретили недоброжелательно. Не­сколько дней он играл очень осторожно, но по­том опять выиграл рубль. Его снова избили. Это опять заметила Лидия Михайловна. Учительни­ца вызвала мальчика читать. У него были разби­ты губы, и читал он еще хуже обычного. Учи­тельница решила заниматься с ним отдельно. Лидия Михайловна сказала, чтобы мальчик ве­чером приходил к ней домой. Мальчик очень стеснялся. Он неловко чувствовал себя в доме учительницы. После занятий Лидия Михайлов­на приглашала своего ученика ужинать. Он чув­ствовал себя от этого еще хуже. Он не мог заста­вить себя есть в присутствии учительницы, все время убегал. И Лидия Михайловна перестала приглашать его к столу.

Однажды мальчику сказали, что ему прине­сли посылку. Посылка находилась в школе в раздевалке. Мальчик подумал, что посылку привез шофер из деревни. Он радостно бросился в раздевалку. Здесь ему дали белый фанерный ящичек, в каких снаряжают посылки по почте. Мальчик удивился, ведь мать посылала ему еду в обычном мешке. На посылке была написана его фамилия и его класс. Мальчик открыл по­сылку, там были макароны. Он был поражен, ведь это для него было целое богатство. Мальчик съел несколько сырых трубочек и стал думать, куда спрятать макароны, чтобы сберечь их. Но вдруг главный герой задумался. В его дерев­не не продавались макароны. И где же могла мать взять деньги, чтобы их купить. В посылке главный герой нашел и несколько кусков саха­ра, и две плитки гематогена. Тогда он оконча­тельно понял, что посылку отправляла не мать. Мальчик пошел искать учительницу. Лидия Михайловна сделала вид, что ничего не понима­ет. Но мальчик сказал, что знает: посылку от­правила она. Лидия Михайловна смутилась. Ученик сказал, что в деревне нет макарон и ге­матогена. Учительница удивилась. И она сказа­ла, что всегда жила в городе, поэтому понятия не имеет, что есть в деревне. Лидия Михайловна сказала, что знает о бедственном положении уче­ника. И она стала уговаривать его взять макаро­ны. Мальчик отказывался. Она сказала: «Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Столько у нас в школе сытых лоботрясов, кото­рые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Мальчик все-таки отказался от подарка и убе­жал.

Лидия Михайловна по-прежнему занималась с ним. И главный герой стал делать успехи во французском языке. Лидия Михайловна уже хвалила его, обещала в скором времени твердую пятерку. Главный герой уже не так скованно чувствовал себя в квартире учительницы. Одна­ко за стол по-прежнему не садился.

Однажды учительница спросила, играет ли он теперь на деньги. Была зима, и мальчик отве­тил, что теперь не играет. Ведь выпал снег, а иг­ра проводилась на улице. Учительница спроси­ла, что это была за игра. Мальчик объяснил. Лидия Михайловна сказала, что в детстве они играли в другую игру, она называлась «присте­нок». Учительница рассказала об этой игре: «Я бью монетой о стену. — Лидия Михайловна легонько ударила, и монета, зазвенев, дугой от­летела на пол. — Теперь, — Лидия Михайловна сунула мне вторую монетку в руку, — бьешь ты. Но имей в виду: бить надо так, чтобы твоя моне­та оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. По-другому игра называется “замеряшки”. Достанешь — значит, выиграл».

Рассказав об игре, учительница предложила сыграть. Мальчик не верил своим ушам. Он не понимал, как можно играть с учительницей. Од­нако потом она все-таки убедила его попробовать поиграть. Сначала они просто играли, но Лидия Михайловна сказала, что играть просто так не­интересно. Нужно играть на деньги.

После этого учительница стала практически каждый день играть с учеником. Мальчик разо­брался в игре, стал выигрывать. У него снова по­явились деньги, он мог покупать молоко.

Однажды во время игры мальчик и Лидия Михайловна заспорили о счете. И вдруг услыша­ли голос директора. Он вошел в квартиру и уви­дел, что Лидия Михайловна играет со своим уче­ником. Он начал кричать: «Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это пре­ступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»

Через три дня Лидия Михайловна уехала. Она сказала, что поедет домой к себе, на Кубань. Мальчику она сказала, что его никто не будет ру­гать за игру, ведь виновата только она. Больше он ее никогда не видел. Зимой ему пришла по почте посылка. Там лежали макароны и три красных яблока. Раньше мальчик видел яблоки только на картинах. Но сразу догадался, что это они.

Произведение рассказывает нам о трудностях послевоенного времени. Главный герой, малень­кий мальчик, талантлив и трудолюбив. Он стра­стно желает учиться и подходит к этому со всей ответственностью, несмотря на многочисленные проблемы.

Главному герою присуще чувство собственно­го достоинства. Он никому не говорит о своих проблемах, он слишком горд для этого. Мальчик сам ищет выход из сложной ситуации. Учительница добра и внимательна. Она желает помочь талантливому мальчику и поэтому принимает столь странное решение — играть с ним на деньги. Несомненно, что учительница не просто по­могла ребенку в голодное время, она дала ему подлинные уроки доброты, которые не забылись на протяжении всей дальнейшей жизни.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.