Н. С. Гумилев. Старина. Проследите за «сменой мыслей, чувств и об­разов, вложенных в стихотворение».

Говоря о существе поэзии, Гумилев отмечал следующие ее «отделы»: фонетику («звуковую сто­рону стиха» — «ритм, рифму, сочетание гласных и согласных»), стилистику («сочетание слов»), ком­позицию («интенсивность и смену мыслей, чувств и образов, вложенных в стихотворение»). Можно ли сказать, что в стихотворении «Старина» назван­ные особенности гармонически сочетаются?

Вновь и вновь перечитывая стихотворе­ние «Старина», мы убеждаемся в том, что и фонетика, и стилистика, и композиция, как их понимал Гумилев, в нем сочетают­ся гармонично: они как бы подчеркивают особенности этого стихотворения, насы­щенного образами, которые пришли из далекого прошлого, из воспоминаний, из старины.

Проследите за «звуковой стороной стиха». Какую роль в стихотворении играет чередование дактилических (рифмы с ударением на третьем от конца слоге) и мужских (с ударением на послед­нем слоге) рифм? Какие строки или строфы сти­хотворения показались вам наиболее благозвуч­ными?

Чередование дактилических и мужских рифм придает стихотворной строфе упру­гость и четкость. Наибольшую звуковую завершенность можно отметить в завер­шающей стихотворение строфе.

Какие особенности стилистики стихотворе­ния позволяют оттенить чувства, переживаемые лирическим героем? Что достигает поэт повтором слов «одну» — «одна», «гулкие» — «гулким»?

Автор передает атмосферу «незолотой старины» с ее гулкими залами, воспоми­наниями о пасьянсах и контрдансе. «Ста­ринный» и «некрашеный» дом навевает и воспоминания, и мечту об ином. Контраст «гулких залов» старинных домов и «гул­кого грохота лавин» очевиден. Автору удается показать «камерный» масштаб старинного быта и мощной и всегда «необорной» природы.

Проследите за «сменой мыслей, чувств и об­разов, вложенных в стихотворение». В какой мере они приближают читателя к постижению главной мысли стихотворения?

Последовательность образов былого очевидна: парк — старый дом — залы гул­кие. Все это — «незолотая старина». И за­тем следует одна строфа о мечте, которую вызвало созерцание былого. Это сочетание подчеркивает «бездомность» сердца, кото­рым владеет эта старина и неосуществи­мость его мечты об ином.

В первой публикации стихотворения меж­ду второй и третьей строфами была еще одна строфа:

Тревожный сон… Но сон о небе ли?

Нет! На высоком чердаке

Как ряд скелетов — груды мебели

В пыли почиют и в тоске.

Подумайте, почему эти строки были изъяты из текста стихотворения в его последующих публика­циях.

Эта строфа только расширяет предмет­ный мир воспоминаний, но не усиливает общее впечатление от восприятия старого дома. Этим можно объяснить то, что автор не включил ее в окончательный вариант текста стихотворения.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.