Определение термина «сочинение»

Определение термина «сочинение»

Итак, выпускное, итоговое, аттестационное сочинение.

Обратимся к словарям, к трактовке слова «сочинение».

Краткий толковый словарь русского языка (Москва, «Русский язык», 1989 г.): «Сочинение — художественное, научное и тому подобное произ­ведение. Сочинять — создавать произведение (литературное или музы­кальное)».

Словарь синонимов русского языка (Москва, «Советская энциклопе­дия», 1968 г.): «Сочинение — произведение, труд, работа, творение, соз­дание, детище, плод трудов, творчество (собирательное). Сочинять —- соз­давать, выдумывать».

Словарь живого великорусского языка В. И. Даля (Москва, «Русский язык», 1989 г.): «Сочинение — самое произведение, что сочинено. Сочи­нять — изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, произ­водить духом, силою воображения».

Таким образом, сочинение — это творчество. Сочинение требует ог­ромного труда, усилий ума и духа, воображения.

Работая над выпускным сочинением на определенную тему, создаем, творим монологическое высказывание в прозе. (Помните мольеровского господина Журдена из «Мещанина во дворянстве»: «…Я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой»?)

Проза (латинское prosa, от prorsa — прямая, простая; от proversa — обращенная вперед) — тип организации художественной речи. Прозаиче­ская художественная речь расчленяется на образцы, периоды, предложе­ния и колоны, присущие и обычной речи.

Творя монологическое высказывание в прозе, мы создаем текст, кото­рый является основной всякой информации, обеспечением общения, уни­версальным типом «социального кодирования». Важно помнить: безадрес­ных произведений нет ни в науке, ни в искусстве, ни в политике.

Все создается людьми и для людей.

М. М. Бахтин утверждал, что художественный текст — это поступок. Трудясь над сочинением, создавая сочинение, свой текст, человек тоже совершает поступок, ибо проявляет себя как личность. Свойственное рус­скому характеру «развернуться или съеживаться во весь размах», по вы­ражению Гоголя, особенно ощутимо в выпускном сочинении.

Давайте будем помнить об этом, работая над выпускным сочинением. И еще: работая над выпускным сочинением, думайте, осознавайте и пи­шите так: ваше сегодняшнее, выпускное, сочинение — самое лучшее.

Сочинение — это умение сказать о прочитанном, сказать осмысленно, шинтересованно и интересно.

Умение сказать о прочитанном — значит отозваться на прочитанное, высказать свое впечатление от прочитанного, отношение к прочитанному, свои размышления по поводу прочитанного. Проблема самостоятельности сочинения — одна из важнейших проблем.

«Художественная литература, — писал кинорежиссер С. Герасимов, — требует „довоображения“, фантазии, развивает способность и желание превратить слова в живой пластический образ. По-настоящему образован­ный, интеллектуальный человек формируется в первую очередь благодаря литературе. Наивна мысль, что можно пренебречь литературой за счет готового зрелища» (Любить человека. М., 1985. С. 256).

Уровень человеческой культуры определяется не количеством прочи­танных книг, а тем, как идет «довоображение», превращение слова в мно­гомерный, поэтический образ, пробуждающий высшие эмоции, размыш­ления над художественными картинами, в которых автор воплотил свое видение человека и исповедуемые им идеалы, способностью определить собственное отношение к созданному мастером.

Чтобы сделать все выше перечисленное, необходимо воспитывать в себе умение по-настоящему читать, читать, размышляя, возвращаться к произведению, к тайнам, заключенным в нем, содержащимся в строках произведения, ибо «книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин). Не случайно М. М. Бахтин утверждал, что «чте­ние — это разговор и произведением».

Чтение — это погружение в произведение, это диалог с автором и ге­роями, сопереживание, умение понимать и чувствовать других.

Приведу большую цитату из статьи Л. Айзермана «Разномыслие и стандартизация». («Учительская газета», № 30 от 29 июля 1997 г.)

«Они сошлись», — скажет Пушкин об Онегине и Ленском. И после этого: «Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло». Вспом­ним начало поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошее»: «На столбо­вой дороженьке сошлись семь мужиков …Сошлися и заспорили». Совпа­дение это не случайно. На страницах книг, которые мы постигаем на уро­ках, — диалог. Онегина и Ленского, Александра Адуева и Петра Адуева, Обломова и Штольца, Раскольникова и Сони, Андрея Болконского и Пьера Безухова, Пети Трофимова и Лопахина. Мир предстает на страницах этих книг как спор о жизни, как постижение истины, как размышление о нрав­ственных и философских первоосновах. Соразмышляя в этом диалоге, мы учимся видеть проблемы жизни и находить пути к их решению. «Вот где учишься жить, видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с кото­рыми можешь ни с одним не согласиться, но зато твой собственный взгляд становиться умнее и яснее». Это сказано Львом Толстым об «Обыкновен­ной истории», но слова эти можно вообще отнести к книгам классики. «Но дело не только в тех спорах, которые ведутся внутри книг».

Подлинное произведение искусства многозначно, неисчерпаемо. И все­гда преломляется через читающего.

По М. М. Бахтину, гуманитарные науки, в том числе художественная литература, — науки о духе. Дух принадлежит опыту диалога. Поэтому художественный текст, по определению Бахтина, не только всегда посту­пок, но всегда диалогичен и живет, только соприкасаясь с читателем, ин­терпретатором текста. Роль читателя в процессе восприятия — активная роль. «Читатель не только „читает» „писателя», но и творит вместе с ним, подставляя в его произведение все новые и новые содержания. И в этом смысле можно смело говорить о „сотворчестве» читателя автору» (В. В. Виноградов).

Святой Иоанн Златоуст считал, что при обращении к тексту недоста­точно простого чтения, если «вместе с тем не будет и разумения». Нужно вникать в смысл. Большая ошибка, по святому Иоанну Златоусту, «дер­жаться одних выражений и не искать ничего, кроме написанного». Разве можно без собственного умственного труда открыть истину?

Святой Василий Великий считал, что тот, кто ревностен «в стремле­нии к уловлению истины, тот много упражняет ум». Участвующие в «от­крытии истины» -— как бы со-путники на пути к ней, каждый «по мере сил». Даже в том случае, когда смысл кажется очевидным, уточнял святой Василий Великий, нужно идти вглубь. Ведь там может скрываться более обширная мысль, она «обнаруживает намерение свое косвенным образом, и только людям более внимательным».

И когда мы пишем сочинение, мы осмысливаем прочитанное, личностно определяемся по отношению к героям, их жизни, поступкам, поведе­нию, их чувствам, внутреннему состоянию, ставим вопросы, пытаемся отвечать на них, определяем свою позицию. Выражая свои чувства, мне­ния, свое личное понимание произведения, свое отношение к прочитан­ному, не обязательно говорить от первого лица, употребляя местоимение «я». Необходим дар души. А общеизвестно, что душевная деятельность человека — высшее и уникальное творение природы.

Работа над сочинением требует интеллектуального и эмоционального напряжения, воссоздающего и творческого воображения, опоры на законы и специфику образного мышления.

Художественная литература как область искусства всегда занимала в России высокое положение, играла важную роль в жизни народа, в разви­тии его творческих начал, в передаче опыта эмоционального ценностного отношения к миру, в воспитании любви к Отечеству. В русской литературе с ее высокой духовностью, гражданственностью, «всемирной отзывчиво­стью» тесно переплетается решение художественно-эстетических проблем с философскими и социальными. Согласно стандарту литературного обра­зования литература как учебная дисциплина изучается сейчас как искус­ство слова: «Своеобразие литературы в ряду других искусств в том, что она оперирует словесными художественными образами».

Литературное образование — освоение литературы как искусства слова.

В связи с обновлением содержания литературного образования в последние годы изменились и подходы к выпускному сочинению.

Объект изучения литературы как учебной дисциплины — художественные произведения, то есть произведения искусства слова. А это значит, что читательская деятельность выражается в самостоятельном обращении с искусством слова. Литературно-творческая деятельность должна выра­жаться в умении писать сочинения различных жанров по изученным и

самостоятельно прочитанным произведениям, грамотно и свободно владея литературной речью: специфика жанра воспринимается через собственное творчество, через создание собственного текста — то есть через сочинение.

В связи с обновлением содержания литературного образования изме­нились и подходы к школьному сочинению.

Изменения в подходах к выпускному сочинению коснулось как фор­мулировки тем выпускного сочинения, так и его формы.

«Первоэлемент» художественного творения — его форма.

Если традиционно сочинение писалось в одном жанре (помним, что сочинение — это текст, а любой текст написать вне жанра невозможно), жанре литературно-критической статьи, то сегодня оно по своей форме мо­жет соответствовать различным жанрам речи (художественной, публици­стической, научной), одному из жанров.

Жанр — конкретное единство особенных свойств формы в ее основ­ных моментах — своеобразной композиции, образности, речи, ритма. Ка­ждый жанр есть не случайная совокупность черт, но проникнутая доста­точно определенным и богатым смыслом система компонентов формы.