Анализ лирического произведения

Умение анализировать лирическое произведение необходимо школьнику и при написании сочинения, и при сдаче традицион­ного устного экзамена по литературе, и при сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Анализ лирического произведения вызывает труд­ности. Лирику цитируют, пересказывают, но не обдумывают. Размышления о художественном своеобразии стихотворения часто сводится к механическому перечислению эпитетов, срав­нений, метафор. Поэтический образ не раскрывается во всей его многозначности, многогранности, позиция поэта не находит по­нимания.

Чтобы избежать подобных недостатков при анализе лириче­ского произведения, следует прежде всего думать о наличии сквозных, центральных образов стихотворения. Необходимо рассматривать стихотворение как художественное целое. Лири­ка — самый субъективный род литературы. Понять настроение произведения, раскрыть перепады чувств, найти причины изме­нений эмоций, впечатлений поэта — один из основных путей по­стижения глубинного смысла лирического произведения. Ос­мысление поэтических образов, раскрытие художественно­выразительных средств подчинено выявлению основного замыс­ла поэта, поиску идейно-тематического своеобразия стихотворе­ния.

Лирическое произведение — самостоятельный, но не замк­нутый мир, поэтому необходимо искать выходы за пределы про­изведения, проверять собственные впечатления от встречи со стихотворением, объяснять творческий замысел автора.