САДЫ СААДИ

Жизнь представлялась ему садом: огромным, полным трудов и забот. В этом саду можно было взращивать душистые яблоки и ароматные розы, можно — могучие платаны и колючие акации, а кому-то случалось забро­сить сад и превратить его в непролазную чащу. Две главные книги Саади — «Плодовый сад» («Бустан») и «Сад роз» (знаменитый «Гулистан») — с головой выдают «зем­ледельческие» планы великого поэта.

Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади родился в Ширазе, в том же городе, который дал миру великого Низами. Отец Абу Мухаммада верой и правдой служил знатному вельможе Сааду ибн Занги и сыну своему по наследству передал не деньги и титул, а верность и пре­данность. Надо сказать, сын выполнил завещание отца: поэтический псевдоним, повторяющий имя этого славно­го, но ничем для вечности не примечательного человека, сохранил для потомков память и о поэте, и о его хозяине. После вторжения монголов в Иран Саади был вынужден бежать и многие годы провел в скитаниях: Индия, Иран, Мекка, Алеппа, обвинения в убийстве, пленение кресто­носцами, выкуп из плена богатым купцом в обмене на женитьбу на его сварливой и некрасивой женщине, снова бегство, снова странствия… К моменту возвращения в род­ной Шираз — а прошло без малого тридцать лет! — Саади знал жизнь во всех ее прекрасных и неприглядных подроб­ностях.

Чтобы возделывать сад, одного желания мало: нужно знание. Теперь оно у Саади было, и с лихвой. Все, чего насмотрелся поэт, скитаясь от города к городу, высказал он в знаменитом трактате «Бустан» («Плодовый сад»): «Красота человека состоит не в одеянии, а в духе»; «Если ты не печалишься о страданиях других, ты не достоин на­зываться человеком» — это сегодня стихи Саади выглядят прописными истинами, тогда они воспринимались как откровение. Чтобы не впадать в скучное и надоедливое поучительство, в текст трактата Саади щедрой рукой сып­лет притчи, рассказы, байки, все то, что ярко и красочно проиллюстрирует его мысль. Удивительная творческая смелость для восточной литературы Средневековья.

Яблоки и яблони «Плодового сада» — это общество. Розы «Гулистана» — люди. Второй сад Саади населен пре­красными юношами и нежными девами, мудрыми старца­ми и смелыми мужами, заботливыми матерями и строгими отцами. Любовь, нежность, память, дружба, уважение — цветы, которые поэт любовно лелеет в своем розовом саду. Мысли Саади о взаимоотношениях между любящими, ме­жду родителями и детьми, между добрыми соседями и хо­рошими друзьями, высказанные им в «Гулистане», до сих пор цитируются в Иране так же легко, как и пословицы и поговорки.

Совсем неудивительно, что легко и просто «садовод» Саади вошел в сонм великих гениев мировой литературы. Вошел деловито, засучив рукава, хозяйским взглядом огля­дывая свою вотчину — поэзию.

Сытно живется лирике с таким хозяином…