Система образов. В пьесе нет подробного изложения биогра­фий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое су­ществование в ночлежке.

Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность он вымещает на своей жене Анне, загоняя ее в гроб. Сатин вспоминает, как он служил на телеграфе. Бубнов был скорняком, а после разрыва с женой потерял все. Актер тоскует о своем театральном прошлом, когда он выступал под именем Сверчкова-Заволжского, о тех аплодисментах, которые звучали в его адрес. Барон в прошлом имел достойную благополучную жизнь, но промотал все свое состояние. Настя, живущая в мире своих фан­тазий о страстной любви некого Рауля, надеется, что такая любовь изменит ее жизнь. Вор Васька Пепел всей душой тянется к пра­вильной жизни, надеясь обрести ее в любви к Наташе.

Самым светлым образом в пьесе, носителем добра является Лу­ка. Он несет успокоение: Актеру говорит, что от пьянства можно излечиться; Анне — что за ее мучения в этой жизни после смерти ее ожидает рай; Ваське Пеплу он советует уйти из ночлежки и уе­хать в Сибирь, взяв с собой Наташу. Лука всегда добр, снисходите­лен к слабостям и грехам других. Он не навязывает своих взглядов окружающим. С его появлением многое меняется в ночлежке. Оби­татели ночлежки не привыкли к сочувствию и жалости. Вначале они относятся к страннику с враждебностью, считая его слова ло­жью. В конце действия даже первый противник Луки Сатин вы­ступает в его защиту.

Образ Луки в разное время вызывал много споров. Его обвиняли во лжи и корысти, связывая его имя по созвучию со словом «лука­вый». «Он врал» людям из жалости к ним, тем самым творил добро. Лука оказал огромное влияние на всех обитателей ночлежки. Горький создал сложный и противоречивый образ. С одной сторо­ны, Лука — наиболее интересная среди персонажей личность. С другой стороны, его доброта, снисходительность, желание помочь оборачиваются роковыми последствиями для обитателей ночлежки. Убит в драке Костылев, попадает в тюрьму Василиса и ее любовник Васька Пепел, пропадает без вести изуродованная Василисой ее се­стра Наташа, умирает жена Клеща Анна, кончает жизнь самоубий­ством Актер. Таков финал драмы.

На этой странице искали :

  • система образов в пьесе на дне
  • система образов на дне
  • на дне система образов
  • система образов пьесы на дне
  • образ клеща в пьесе на дне