Сочинение: Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

Вопрос экзаменационного билета (билет № 20, вопрос 2)

Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»

Одной из важнейших тем творчества Николая Алексееви­ча Некрасова была тема народных страданий. В этом легко убе­диться, взяв наугад практически любое его произведение. Ярки и убедительны под его пером описания тяжелой доли пахаря, переживания женщины-крестьянки, их детишек, с малых лет приучающихся к тяжелому труду. Известный нам с дошкольно­го возраста «мужичок с ноготок» из стихотворения «Крестьян­ские дети» не забавы ради ведет по лесу свою лошадку. Нет, он помогает отцу запасаться на зиму дровами. А какова судьба его родителей? Может быть, отца этого ребенка вспоминает поэт в стихотворении «Несжатая полоса»:

Знал, для чего и пахал он, и сеял,

Да не по силам работу затеял…

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети.

И вполне могла бы оказаться матерью маленького помощ­ника родителей изнуренная тяжким трудом женщина, изобра­женная в стихотворении «В полном разгаре страда деревен­ская…», к которой поэт обращается с горьким вопросом:

Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам?..

Но не только картины сельской жизни нашли воплощение и поэзии Некрасова. С не меньшим участием он присматрива­ется к жизни капиталистического города, полного социальных контрастов. В стихотворении «Размышления у парадного подъезди» мы видим ходоков-просителей, пытающихся про­никнуть на прием к сановному вельможе, и понимаем, какая пропасть разделяет его, проводящего жизнь в постоянной праздности, и их, бесправных тружеников.

А в стихотворении «Железная дорога» Некрасов в поэти­ческой форме высказывает свою точку зрения на новое для тогдашней России явление — строительство железных дорог. Сейчас мы привыкли к поездкам по железной дороге. В этом для нас нет ничего необычного. Но во времена Некрасова в России прокладывались только первые сотни километров рельсовых путей. И вот, проезжая по железнодорожной маги­страли, связавшей две российские столицы: Санкт-Петербург и Москву — поэт рассуждает об увиденном и услышанном.

Стихотворению предпослан эпиграф. В нем воспроизво­дится разговор в вагоне между неким генералом и его малолет­ним сыном Ванечкой. На вопрос, кто построил дорогу, по ко­торой они едут, генерал отвечает, что это сделал граф Клейнми­хель. Это фамилия одного из руководителей строительства. Но поэта такой ответ возмущает. Он знает, что дорогу построил народ. И она стала результатом тяжелого подневольного руда. И своем воображаемом разговоре с Ванечкой Некрасов пока­зывает ему настоящих строителей — простых русских мужиков. И взволнованно восклицает:

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей…

Продолжая воображаемый разговор, поэт обращает внима­ние своего маленького слушателя на то, чего не увидеть из окна вагона:

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты ?

И в подтверждение своих слов рисует фантастическую кар­тину появления множества мертвецов. Они пришли полюбо­ваться плодом своего труда. Эту картину Некрасов изобража­ет для того, чтобы вызвать у ребенка уважение к труду этих людей и к труду вообще. Он говорит мальчику:

Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную И научись мужика уважать.

А заканчивает поэт обращение к слушателю предсказани­ем великого будущего России:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что Господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В стихотворении «Железная дорога» Некрасов показывает, какой ценой достигается технический прогресс. Ценой тысяч человеческих жизней.

Подчеркивая силу сострадания Некрасова простому наро­ду, Федор Михайлович Достоевский писал: «То было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения люб­ви этого человека ко всему, что страдает от насилия, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, на­шего простолюдина в горькой так часто доле его».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.