Сочинение: Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми, и как это его характеризует? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми, и как это его характеризует? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»).

В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин изоб­разил галерею сатирических типов, чьи имена стали нарица­тельными. Одним из самых выразительных персонажей пьесы является шестнадцатилетний сын помещиков Простаковых Митрофан, или, как его чаще называют, Митрофанушка.

Это жизнерадостный непоседливый подросток. Мы знако­мимся с ним в первых сценах комедии в тот момент, когда его мать бранит портного Тришку за то, что тот испортил сшитый для Митрофана кафтан. По поручению матери Митрофан идет звать отца и, возвращаясь, не входит в комнату, а вбегает. Как говорит о нем учитель Вральман: «Уталец! Не постоит на мес­те, как тикой конь без усды».

Живостью и мгновенной сообразительностью отличаются и поступки Митрофанушки по отношению к другим персона­жам комедии. При этом он быстро догадывается, какая линия поведения будет для него наиболее выгодна в тот или иной момент. Так, он знает, что главная в семье — его мать, госпо­жа Простакова. И в ее присутствии он, чтобы угодить ей, готов выставить на смех даже собственного отца. Когда Митрофан рассказывает, какая дрянь «в глаза лезла» ему во сне, то подби­рает слова, которые приятно услышать матери: «Так мне и жаль стало». А на вопрос матери, кого ему стало жаль, находчиво отвечает: «Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку».

Такую же угодливость проявляет он и перед Стародумом. Митрофанушка понимает, что от этого человека зависит судьба матери и его собственное благополучие. Стародум не хочет давать ему свою руку для поцелуя, но Митрофан насильно ло­вит ее, а затем, по подсказке матери, всячески лебезит перед влиятельным дядюшкой.

Зато в отношениях с людьми, которые ему подчинены, он проявляет высокомерие и грубость. Постоянно грубит своей крепостной няне Еремеевне и всячески издевается над нею. Даже со своим дядей Скотининым ведет себя разнузданно, но, когда тот бросается на него с кулаками, ищет у той же нянюш­ки защиты: «Мамушка, заслони меня». А своих учителей он про­сто презирает. «Пострел их побери», — злобно высказывается о них Митрофан. При этом он не в состоянии сосчитать, сколь­ко будет один плюс один, и честно признаётся, что «до учения- то не охотник», а после произносит и свою самую знаменитую фразу, которая стала крылатой: «Не хочу учиться, хочу женить­ся». Правда, когда мать пытается продемонстрировать Староду­му, каких успехов достиг сын в учении, Митрофан с готовностью отвечает, что немец его выучил «всему, чему изволишь».

Характеризуя в целом образ Митрофана в комедии Фонви­зина «Недоросль», можно сделать вывод, что в общении с раз­ными людьми Митрофан проявляет худшие качества челове­ческой натуры, которые развились у него в первую очередь под влиянием крепостницы-матери. Своеволие, самодурство, от­сутствие собственного достоинства — вот те пороки, которые высмеивает в своей комедии Фонвизин и которые не изжиты людьми и в наше время.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.