Сочинение: Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся!» как средство характеристики героини

Вопрос экзаменационного билета (билет № 8, вопрос 2)

Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся!» как средство характеристики героини

«Свои люди — сочтемся» (другое название — «Банкрот»), первая большая комедия Александра Николаевича Островско­го, была написана в 1848 году, читалась автором в присутствии Николая Васильевича Гоголя 3 декабря 1849 года и была напе­чатана в журнале «Москвитянин» в марте 1850 года. Однако к постановке на сцене комедию сразу не допустили, так как цен­зор не усмотрел в ней осуждения безнравственных поступков героев.

Главным героем комедии Островский сделал злостного, умышленного банкрота — купца Самсона Силыча Большова. Драматург анализирует нравственную сторону банкротства Большова и показывает его в отношениях с представителями молодого поколения — дочерью Липочкой и главным приказ­чиком Подхалюзиным. На сцене мы видим семейную жизнь Большовых в тот короткий период, когда банкротство задумы­вается и осуществляется.

Монолог Липочки в первом явлении первого действия ко­медии «Свои люди — сочтемся» композиционно представляет собой часть экспозиции этого драматического произведения. Через его посредство читатель и зритель знакомится с дочерью главного героя комедии и имеет возможность получить первое представление о ее характере и интересах.

В характере Липочки комически сочетаются претензии на образованность и духовная неразвитость. Это с самого начала подчеркиваются контрастом между начальной авторской ре­маркой («сидит у окна с книгой») и первой репликой героини: «Какое приятное занятие эти танцы!»

Весь монолог, занимающий более страницы текста, вертит­ся вокруг танцев и мечтаний Липочки о замужестве. Ее пред­ставления о людях крайне примитивны: «Больше всего не люб­лю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отли­чаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убий­ственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают?..»

В эполетах и шпорах Липочка видит высшее проявление мужской привлекательности. А свое обучение танцам рассмат­ривает как необходимую ступень в завоевании благосклонно­сти будущего жениха: «Воображаю я себе: вдруг за меня посва­тается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свеч­ки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразован­ная!» Но и эти ее претензии не подтверждаются соответствую­щим умением — конец ее монолога отмечен авторской ремар­кой «дурно вальсируя». То есть весь монолог обрамляется авторскими репликами, указывающими на противоречие меж­ду тем, что думает о себе Липочка, и тем, что она представля­ет собой на самом деле.

Этим приемом драматург подчеркивает комизм между пре­тензиями героини и ее реальным внутренним содержанием. Уже из первого монолога Липочки можно составить предвари­тельное мнение о героине, как о недалекой, легкомысленной и нравственно неразвитой особе.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.