Сочинение на тему: Ф. И. ТЮТЧЕВ. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ

Ф. И. ТЮТЧЕВ. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ

В русской литературе XIX века было много звуч­ных имен, талантливых поэтов. Среди них нам особен­но дорог Федор Иванович Тютчев. Его стихи о плени­тельной красоте природы — одно из самых замеча­тельных явлений русской поэзии. Этот удивительный поэт начал с простого созерцания природы, но посте­пенно она стала для Тютчева источником философских раздумий, ключом к собственной душе. Природа в его стихах всегда одухотворена, она мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездумный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

«Душу» природы поэт стремился понять и запечат­леть во всех проявлениях. Так, Тютчев создал незабы­ваемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Поэта принято называть певцом природы, тон­чайшим мастером стихотворных пейзажей, которые он рисует с удивительной художественной наблюдатель­ностью и любовью. Все в природе представляется по­эту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Именно в изображе­нии природы проявился романтизм Тютчева: она оче­ловечена, насыщена красками, звуками, запахами, и все в природе правильно, совершенно, идеально. По­эт запечатлел ее постоянно меняющийся облик, непрерывный процесс обновления. Природа — сложный ме­ханизм, но ее силы, дополняющие друг друга и крепко связанные вместе, тем не менее находятся в противо­борстве. Тютчева всегда интересовали переломные, критические моменты, примером которых можно счи­тать и столкновение природных сил — грозу. Гроза не страшит поэта, напротив, он любуется ею. Кажется, в каждой строфе стихотворения «Весенняя гроза» зву­чит праздничная музыка весны, создается впечатление веселья, игры и забавы в природе.

Повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни — особенность всей лирики Тютче­ва. В природе поэта привлекают гроза, буря, борьба стихий, а в человеческой жизни — борение страстей. На всей любовной лирике Тютчева лежит печать раз­двоенности: с одной стороны, любовь — это чудесный плен для сердца, чистое, огненное чувство, «союз души с душой родной», а с другой — это разрушительная, губительная сила, неравная борьба двух сердец, «по­единок роковой». Любовь — это высочайшее счастье, но оно связано с борьбой индивидуальностей, это на­пряженное чувство, несущее человеку страдание. В любви не может быть равноправия и мирного сосу­ществования, но обязательно будет победитель и по­бежденный. Чаще всего жертвой любовного поединка оказывается женщина. Интимная лирика Тютчева от­мечена драматизмом и трагичностью:

О, как убийственно мы любим,

Как в бурной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

И все же лирический герой Тютчева был счастлив в любви, если счастье — не безмятежность, а сила и красота, их постоянство.

Тютчев писал о природе, писал о любви. Но поэта интересовали и другие темы: нравственные, философ­ские вопросы, общественная жизнь. К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное стихо­творение «Русской женщине», рисующее беспросвет­ную женскую долю в старой России. Жизнь русской женщины протекает «вдали от солнца и природы, от света и искусства», в повседневных бытовых заботах. Она протекает незримо «в краю безлюдном, безымян­ном, на незамеченной земле». Тютчев обеспокоен не только угнетенным положением женщины, но и всей судьбой России. Грустно смотрят на поэта «бедные се­ленья» и «скудная природа», а родной край он называ­ет «краем долготерпенья». Поэт был свидетелем мно­гих трагических событий в истории своей Родины, над которыми Тютчев размышлял со свойственной ему философичностью и своеобразным обобщением кото­рых явились следующие строки:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

В философской лирике запечатлены раздумья по­эта о трагизме существования человека и человечест­ва в целом, о кризисе современной цивилизации, об обреченности человека на одиночество и непонимание. Тютчев считает, что человек беспомощен в этой жиз­ни, над ним властвуют судьба и стихии. Но в то же время поэт восхваляет бесстрашие и мужество чело­века, бессмертие его подвигов. Природа в стихах Тют­чева гармонична, а жизнь человека — нет. Она полна мучительных поисков и противоречий. Но причина этого кроется в принципах, на которых строится чело­веческое общество: клевета, несправедливость, лице­мерие, «суд людской».

Таков уж свет: он там бесчеловечней,

Где человечно-искренней вина.

Поэзия Тютчева — его своеобразный лирический дневник, зеркало души; она во многом была новатор­ской, предвосхитив некоторые черты поэзии серебря­ного века. Тютчевские строки для многих поэтов и се­годня остаются образцами глубины и силы мысли, фи­лософичности и красоты.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.