ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

«Маленький принц» написан в США в 1942 го­ду, вышел в свет там же в апреле 1943 года. Сент-Экзюпери уже не было в то время в Америке: в марте он прибыл в Северную Африку, чтобы уча­ствовать в боевых действиях против фашистов. Прослеживается определенная связь между ис­торическими реалиями и проблемами, подняты­ми в произведении. Во времена, когда жизнь мо­жет оборваться в любую минуту, люди задумы­ваются не только о том, как выжить. На грани между жизнью и смертью они невольно начина­ют ценить то, чего в обычных условиях чаще все­го просто не замечали.

Что в нашей жизни является истинно ценным, а что надуманным? Послушаем Сент-Экзюпери. Линия между двумя этими понятиями прочерче­на в сказке «Маленький принц» довольно четко. Недаром происходит сопоставление и противопо­ставление мира взрослых и мира детей. Но мы должны понимать, что обращение автора к детям несколько условно. Это, скорее всего, обращение ко взрослым, утратившим чувство красоты и гар­монии. Только в детстве человек радостно и вос­торженно воспринимает первый снег, распуска­ющиеся цветы, закат и восход солнца. С улыбкой поднимает глаза к звездному небу, старательно загадывает желание, увидев падающую звездоч­ку. А мир взрослых наполняется повседневными заботами, суетой.

В «Маленьком принце» гуманистическая ос­мысленность мира дана как его естественное со­стояние (отсюда образ героя-ребенка), которое не требуется завоевывать. Чем же заполнены будни Маленького принца, в чем состоят его радости, маленькие достижения? Он жил на маленькой планете величиной с дом. На планете росли ужас­ные баобабы, но Маленький принц каждое утро выпалывал зловредные ростки, чтобы планете не угрожала опасность быть разорванной на клоч­ки корнями этих чудовищных растений. Когда было грустно, Маленький принц глядел на заход солнца. Иногда ему становилось очень тоскливо, потому что у него не было друга. Зато у него была прекрасная гостья из другого мира — красавица-роза.

Настоящим чудом стало появление на малень­кой планете, где всегда росли простые, скромные цветы, этой маленькой кокетки: «неведомая гос­тья, скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она забот­ливо подбирала краски. Она наряжалась нетороп­ливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно ка­кой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты». Но красавица была ужас­но капризна. Маленький принц очень старался доставить ей удовольствие: поливал водой, вы­слушивал разговоры о когтях, тиграх, страшных сквозняках. Устав от ее капризов, Маленький принц решил странствовать с перелетными пти­цами. Тогда-то он и познакомился с миром иным, чуждым, иногда нелепым.

Это был мир взрослых, у которых духовные связи с другими людьми отчуждены и извраще­ны, обращены в пустоту. Эти взрослые, так лю­бящие точность и цифры, показаны не просто достойными жалости, но гротескно-комическими фигурами. На одном из ближайших астерои­дов жил король: «облаченный в пурпур и горно­стаи, он восседал на троне, очень простом и все же величественном». Однако это величие было показным, ведь подданных у короля не было. Бедный, измученный одиночеством король весь­ма обрадовался появлению Маленького принца, но только причина этой радости была нелепа. Король должен был повелевать, и повелевать так, «чтобы ему повиновались беспрекословно». Ма­ленький принц был прекрасным объектом «ра­зумных» приказаний короля. «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть преж­де всего должна быть разумной», — эти разум­ные слова короля совершенно расходились с его абсурдными поступками. Чего стоила идея с кры­сой? Для развлечения король предлагает Малень­кому принцу периодически приговаривать кры­су к смертной казни. Но так как крыса на этом астероиде была одна, ее надо было каждый раз миловать.

На следующей планете жил честолюбец. Он попросил Маленького принца признать, что он всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней. Маленький принц искренне удивился, какое удовольствие может принести это бесполез­ное восхищение: ведь на своей планете честолю­бец жил в полном одиночестве.

Не вызвал восхищения Маленького принца и пьяница, пивший для того, чтобы забыть, что ему совестно пить. Серьезный деловой человек со сле­дующей по счету планеты получал удовольствие от пересчета звезд. При этом деловой человек вполне серьезно утверждал, что распоряжается всеми пересчитанными им звездными светилами: «пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумагу в ящик и запираю его на ключ». На пятой планете жил честный фонарщик, кото­рый сам себе усложнил жизнь, четко следуя пред­писаниям уговора каждый день зажигать и га­сить фонарь.

Планета с каждым годом вращалась все быст­рее и быстрее, а уговор оставался в силе. Малень­кий принц пожалел фонарщика, на планете ко­торого можно было любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз. И только географ хоть не­много помог: он указал Маленькому принцу путь на Землю. Огромную планету населяли сотни ко­ролей, тысячи географов, фонарщиков, пьяниц, дельцов, честолюбцев. Только на Земле Малень­кий принц нашел настоящего друга Лиса, от­крывшего тайну: «зорко одно лишь сердце. Са­мого главного глазами не увидишь». Эта тайна заставила Маленького принца по-иному посмот­реть на свою маленькую планету. Он понял, что роза ему дорога, как и прежде. Он захотел вер­нуться домой, в окружение родных вулканов, зловредных баобабов (интересно, в его отсутствие не разорвали ли планету на клочки корни баоба­бов?). Ему снова захотелось заботиться о розе, ведь он был в ответе за того, кого приручил.

Ни чужое восхищение, ни владение вещами, ни бессмысленная работа, ни беспробудное пьян­ство не способны заменить настоящей дружбы, любви, заботы о родных и близких. Маленький принц нашел в себе силы понять это и вернуться на родную планету. Поймем ли когда-нибудь это мы?

«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери — это аллегорическая сказка, утверждающая кра­соту и чистоту человеческих отношений, в кото­рой тонкий лиризм сочетается с горькой сатирой на людские пороки. Это фантастическая сказка для детей и серьезное произведение, наполненное философским смыслом, для взрослых.

На страницах сказки мы встречаемся с Ма­леньким принцем — любознательным мальчи­ком, который путешествует по планетам. Анту­ан де Сент-Экзюпери не случайно сделал главным героем своего произведения ребенка. Он считал, что детское видение мира более правильное, бо­лее человечное и естественное. Кроме того, такой персонаж высказывает свои суждения и дает оценку увиденному с детской непосредственнос­тью, а это, в свою очередь, предоставляет автору возможность в завуалированной форме указать взрослым читателям: что-то в вашем мире не так, не правильно, а поняв, что именно, вы должны постараться исправить это. Представляя окружа­ющий мир глазами ребенка, автор заставляет и нас задуматься о том, что жизнь человека лишь выиграет, если будет подчинена не только «взрос­лым» законам.

Не случайно герой сказки показан путешествующим от одной планеты к другой, от встре­чи к встрече (в произведении Экзюпери вообще нет случайностей — все подчинено главной идее). Таким образом автор напоминает нам: жизнь — это постоянное движение. Маленький принц на­ходится в беспрестанном поиске, в движении, хотя и понимает, что «если идти все время впе­ред, далеко не уйдешь », то есть время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг.

Принц посетил семь планет, в том числе и Зем­лю. И на каждой из планет он встречался с людь­ми, у которых была своя идефикс: каждая пла­нета и ее житель олицетворяют какое-то жела­ние, переходящее в настоящую манию, — стрем­ление к власти, жажда богатства, славы, пристра­стие к алкоголю. Все эти черты, присущие жите­лям диковинных планет и выставленные в комич­ном, странном свете, на самом деле являются ха­рактерными для многих жителей Земли. К сожа­лению, и властолюбие, и честолюбие, и жажда денег и наживы, и пьянство, и ограниченность присущи многим нашим современникам. Стоит только внимательно оглянуться по сторонам, и вы наверняка увидите массу «поистине полно­властных монархов», которые не знают и знать не хотят «никаких пределов и ограничений». Ма­ленький принц решил, что властолюбие бессмыс­ленно, и с этим трудно не согласиться. Вокруг нас живут и много тщеславных людей, подобных тому честолюбцу, которого Маленький принц встретил на второй планете. Такие люди увере­ны, что они «всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней», поэтому все просто обяза­ны ими восхищаться. Эти «люди глухи ко всему, кроме похвал», и Маленький принц опять прав: честолюбие без всяких на то оснований — бес­смысленно. Пьяницы, которые пьют, чтобы за­быть, что им совестно пить, к огромному сожале­нию, тоже не редкость среди людей, как и дело­вые люди, которые так заняты, что им некогда голову поднять.

Мальчик удивляется, встретив бизнесмена, бесконечно считающего «принадлежащие ему» звезды, или фонарщика, включающего и выклю­чающего свой фонарь каждую минуту и не имею­щего времени на сон (хотя это занятие он любит больше всего на свете). Не может он понять и ста­рого географа, который пишет огромные книги по рассказам путешественников, хотя сам не зна­ет, что находится на его небольшой планете. А все потому, что он никуда не выходит, так как «слишком важная личность, чтобы шататься по свету». Все эти люди очень разные, однако есть нечто общее, что объединяет их: «Эти взрослые — все-таки очень странные люди».

Последней планетой, которую посетил Ма­ленький принц, была Земля. Более чем странные существа, по мнению принца, населяют и эту пла­нету. Их жизнь не имеет смысла в системе нрав­ственных координат героя. Они гордятся тем, что в их садах тысячи прекрасных роз, но не могут дать счастья никому, они и сами несчастливы. Многочисленные реки и озера не могут утолить жажду этих людей, потому что сами они не по­нимают ценности одного-единственного глотка воды. Они стремятся экономить свое время, по­купая таблетки, утоляющие жажду.

При этом они впустую тратят это же время в бесполезной суете и устремлении то на север, то на юг. В них окончательно погибла прекрасная и одаренная личность, которая живет в детях, их взгляд утратил чистоту и непосредственность. Вывод Маленького принца мрачен: холодная и жесткая планета Земля населена несчастными взрослыми, которые забыли множество прекрас­ных и мудрых истин, известных детям, и потому ему нечего делать среди людей. Но перед тем как исчезнуть, Маленький принц все же помог одно­му человеку (летчику) острее и внимательнее по­смотреть на жизнь и по-настоящему оценить ее. Благодаря встрече в пустыне летчик вернулся к своим товарищам другим человеком: понявшим, как надо дружить, что надо ценить, чего опасать­ся, то есть более мудрым и менее легкомыслен­ным. Маленький принц научил его жить. Нужно сказать, автор не случайно выбрал местом встре­чи летчика со своим «спасителем» пустыню: именно в пустыне, вдали от мирской суеты, про­роки и пустынники обретали великие истины. Именно в пустыне наедине с самим собой летчик тоже познал истину.

Таким образом, в «Маленьком принце» автор мастерски использовал подтекст и сумел в алле­горической сказке напомнить человечеству о главных ценностях. Эти ценности — умение ви­деть и ценить красоту окружающей природы, которая нуждается в заботе и бережном отноше­нии; прелесть честных и открытых человеческих отношений, основой которых должна быть прав­да, искренность и душевность; красота бескоры­стной дружбы, которая не зависит ни от денег, ни от мелочных личных интересов; забота о близ­ких. Сказка о Маленьком принце возрождает в сердце читателя веру в то, что в каждом человеке есть нечто прекрасное, и воспитывает в каждом из нас стремление к красоте, чистоте мыслей и поступков, к тому, чтобы мы среди повседневных забот всегда находили место для щедрости души и чувства ответственности «за всех, кого приру­чили».

На этой странице искали :

  • сочинение на тему маленький принц
  • сочинение на тему мой маленький принц
  • сочинение по сказке маленький принц
  • сочинение на тему маленький принц экзюпери
  • СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ