Демонстрирует приемы и специфику соц-арта повесть 3. Га­реева «Парк». Действие происходит в парке культуры и отдыха — своеобразном «очаге» массовой культуры периода социализма, ставшем определенным знаком эпохи. Парк — средоточие примет советской реальности 1950-60-х годов: непременная Доска почета, скульптура «Девушка с веслом» — символ торжества рас­крепощенной и эмансипированной женщины, киоск «Пиво — воды», пруд с катающимися на лодках добропорядочными граж­данами, «сокровищница областной культуры» — Зеленый театр.

В парке, как в жизни, «всегда есть место подвигу». «Гармо­ничная личность» тов. Петров останавливает летящий на толпу вагон и, между прочим проявив героизм, культурно развлекает­ся, показывая высокую спортивную подготовку. Здесь все по­строено на достоверных реалистических деталях проведения до­суга в ПКиО, но, соединенные вместе, спрессованные малень­ким временным промежутком, эти реалии приобретают абсурд­ный характер. Типичные приметы быта иронически окрашива­ются, принимают гротескные формы. Смоделированный, упо­рядоченный лозунгами и призывами, построенный на следова­нии определенным правилам мир социалистической действи­тельности разрушается вторжением алогизма, становится страш­ным и трагичным.

Гареев сталкивает провозглашаемый лозунг с его реальным воплощением. И оказывается, что буквальное претворение за­тасканных, уже лишенных содержания слов не только абсурд­но, но и чревато потерей человечности.

Обращением не только к соцреалистическим (советским), но вообще ко всяким идеологемам и их развенчанием занят концептуализм. Концептуализм не прикреплен к одному какому-то общественному строю, как соц-арт к социалистическому.

Он устанавливает глубокую связь с идеологическим сознанием как таковым.

Русский постмодернизм неоднороден. Помимо того, что он представлен тенденциозной ветвью (соц-арт, концептуализм), и в бестенденциозном русле можно выделить два полюса притяже­ния. Один определяется русской традицией, а сквозь постмодер­нистскую форму проглядывает связь с классическим реализмом.

Дополнительная литература.

Ильин И. Постмодернизм: от истоков до наших дней. М., 1997.

Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х-начала 90-х годов XX века. Мн., 1998.

Нефагина Г.Л. Динамика стилевых течений в русской прозе 1980-90-х годов. Мн., 1998.

Скоропанова И.С. Русский постмодернизм. М., 2000.

На этой странице искали :

  • сочинение про парк
  • сочинение на тему парк аттракционов
  • сочинение на тему аттракционы