Сочинение на тему: ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ А. ФЕТА

ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ А. ФЕТА

Лирическая поэзия А. Фета является, можно твер­до сказать, эталоном данного жанра. Поэт рисует непо­вторимые по своей яркости и жизненности картины прекрасного весеннего чувства.

Любовь, о которой пишет Фет, предстает перед на­ми в различных формах и обстоятельствах. Это могут быть колдовские гадания, пронизанные ожиданием чувства, суеверным страхом перед неизвестностью и — надеждой. Это могут быть признания — неизмен­но пылкие и прекрасные, — независимо от того когда было написано стихотворение и какое настроение не­сло. Наконец, это может быть изложение собственных любовных переживаний. И здесь оттенков множество, тысячи красивых слов, огромное разнообразие волшеб­ных поэтичных образов.

Восхищение любовью свойственно каждому чело­веку. Поэт же отличается большей остротой восприя­тия разного рода эмоциональных оттенков. Более то­го, он способен облечь свои ощущения в словесную форму, с помощью созвучий, ритма и рифм сделав их доступными для понимания другими людьми. Талант поэта как раз и заключается в том, чтобы читатель мог максимально остро почувствовать переживание, которое было скрыто в стихотворных строчках.

Поэзия Фета выделяется в первую очередь своей певучестью. В ней как бы заранее заложена некая ме­лодия, которую слышит каждый:

Если радует утро тебя,

Если в пышную веришь примету, —

Хотя на время, на миг полюбя,

Подари эту розу поэту.

Пользуясь своим поэтическим даром, Фет выстраи­вал слова в яркие, сочные конструкции, которые не только хотелось петь, но которые поражали каждое сердце своей жизненной энергией. В них, казалось, была заключена сила самой природы, дарующей чело­веку возможность любить и восхищаться.

Лиричность и теплота стихотворений Фета порази­тельным образом контрастировала с некоей холоднос­тью и даже жесткостью поэта в повседневной жизни. Нелегкая судьба сделала его таким, но творчество изу­вечить не смогла — Фет остался тонким лириком в са­мом полном смысле этого слова.

Любовь — это всегда особая история. Автор вправе решать — рассказывать ее целиком или некими мимо­летными мазками создать набросок, который может и не показать всех тонкостей, зато поразит глубиной передачи настроения. У Фета есть и те, и другие по­этические варианты.

Безусловным шедевром короткого «эскизного» стиха является произведение, написанное в 1850 году. Многие исследователи считают его эталоном творче­ства Фета:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье Сонного ручья

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Стихотворение примечательно тем, что написано без глаголов. Отсутствие элемента действия создает особую атмосферу — читатель как бы оказывается участником события и мысленно отмечает его. Ход времени, занимающий всю ночь, здесь сжат в несколь­ко строчек. Это неудивительно, поскольку влюбленные не следят за временем, а живут растянутым до беско­нечности настоящим моментом.

Любовное свидание в этом стихотворении окутано каким-то таинственным полумраком. Однако можно догадаться, что в этом воздушнейшем стихотворении скрыты и радость жизни, и огонь страсти, что это один из тех случаев, когда поэт не раскрывает перед чита­телем сути, а дает возможность, глядя сквозь вуаль тайны, домыслить происходящее от самого себя, а зна­чит, еще более проникнуться чарами стиха.

Доверительное отношение, близость к читателю — вообще очень характерная черта творчества поэта. Та­кой подход позволяет наиболее эффективно завоевать аудиторию. Стихи Фета проникают в самую душу каждого, кто решил с ними ознакомиться.

Любовь у Фета многолика и разнообразна. Она в каждом новом творении раскрывает перед нами ка­кие-то новые грани. И каждый новый лик любви соот­ветствует какому-то новому образу — иногда челове­ческому. Но порой любовь меняется, превращается и становится то огненным змеем, по ночам прилетаю­щим к одинокой вдове, то вампиром, целующим в шею юную красавицу, то пчелой, снующей меж цветочных лепестков. Многогранность любви подчеркивается ог­ромным количеством образов и описаний, придуман­ных для нее Фетом.

Если рассмотреть внимательнее те облики, которые принимает это чувство в изображении поэта, то можно выделить некоторые более или менее постоянные.

Таковым является соловей — романтический певец весенних ночей, неотъемлемый спутник поздних сви­даний и прогулок. Невозможно представить себе теп­лую майскую ночь без соловьиного пения. Оно симво­лизирует душевное настроение влюбленного, его вос­торг и упоение, которые действительно напоминают собой прекраснейшую из песен.

Роза — это классический символ любви. Роскош­ный ароматный цветок во все времена был желанным подарком и бессловесным признанием в испытываемых чувствах. Роза изображается Фетом многократно и в разных стихах.

Настоящим гимном любви является небольшая по­эма А. Фета «Соловей и роза». Она содержит не просто диалог влюбленных, в ней переданы чувства двух сим­волов любви. Соловьиная песня и красота розы соеди­няются в настоящую феерию чувств, звучащую и про­никающую в сердце читателя. Мы видим, что никакие различия внешнего свойства не могут стать преградой на пути взаимности, что счастье возможно для всех влюбленных. «Соловей и роза» как бы дает понять, что влюбленным благоволит само провидение.

Чтобы подчеркнуть силу любви своих героев, мно­гие авторы прибегают к изображению различных невз­год, напастей, подвергают их чувства испытаниям и ударам. «Соловей и роза» отличается тем, что его персонажи не нуждаются в проверке своих чувств. Они просто счастливы, они восхищены друг другом и полны любви. А потому автор не считает нужным ничего доказывать — он радуется жизни вместе с ро­зой и соловьем:

И во сне только любит и любит,

И от счастья плачет и спит!

Эти песни она приголубит,

Если эхо о них промолчит.

Неизменным спутником любви и еще одним ее сим­волом является луна. Лунный свет наполняет ночь волшебством, превращая самые обыкновенные предме­ты в нечто таинственное. Это свойство присуще и страсти, любви, которая при всей своей обыкновеннос­ти все-таки приходит неизвестно откуда и заставляет смотреть на жизнь совершенно по-другому. Луна сим­волизирует собой таинственность, непостижимость любви, ее мистическое начало. Поэтому все стихи по­эта, в которых присутствует образ луны, пронизаны особой атмосферой, дыханием тайны.

Пчела, которая также изображена в качестве образа любви, символизирует постоянство, животворную силу чувства. Поэт с помощью этого образа показывает способность любви связывать между собой самых раз­ных людей.

Наконец, следует сказать о самом важном образе в поэтическом арсенале А. Фета. Самым распростра­ненным и ярким символом любви является весна. Это время года обладает непередаваемым обаянием про­буждения, порыва, буйства соков и красок. Весна, ус­тупая в яркости лету, намного превосходит его в све­жести и жизнелюбии. Летом природа уже озабочена тем, что скоро осень и надо подумать о накоплении сил для нового пробуждения в следующем году. А весна еще избавлена от перспективы скорого старения. По­этому именно это время года несет в себе самый мощ­ный заряд любви.

Всю свою жизнь А. Фет будет воспевать весну, тем самым вознося новую хвалу любви. Переплетая между собой разнообразные символы и добавляя к ним новые, поэт творил свои песни во славу любви. Он посвятил себя служению ей, и именно таким знаем его мы.

Порой интерпретации любви в творчестве Фета были очень необычны. Примером такого отношения к чувству служит поэма «Саконтала». Это история ин­дийской царицы, которую обожал народ, и брамина, который выражал свою любовь к владычице подноше­ниями, каждое из которых было наиболее уместным в данный момент.

В минуты всеобщего ликования он напомнил Саконтале о ее детстве простыми цветами и мхом, прине­сенными в корзине из лозы. И этот дар оказался доро­же, чем елей и драгоценные камни, потому что про­буждал настоящие чувства и не был простым ответом на щедрость.

Когда Индия подверглась нападению, брамин снова принес царице дар. На сей раз это был прекрасный ка­мень, символизирующий постоянство и верность. И сно­ва подарок оказался как нельзя более к месту.

В самую же лихую годину брамин вновь собрал са­мые прекрасные цветы своей долины и собрался к Саконтале. Но на этот раз он уже не скрывал истинного мотива поступка:

Перед смертью я должен

Правых победу и лик царицы кроткой увидеть.

Но оказалось, что царица уже умерла, ее сердце не выдержало творящихся в стране бедствий. И брамин, вознеся молитву Брахме, умирает, чтобы быть рядом с духом Саконталы.

За красивой легендой кроется ничуть не менее пре­красный смысл. Автор показывает, что любовь может быть незаметной и скромной, что главное достоинство возлюбленного не в яркости и дороговизне подарка. Главное в том, чтобы он был к месту и ко времени, приносил еще больше радости в моменты веселья и мог утешить в минуты горя.

Перу Фета принадлежит большое количество стихо­творений, написанных в античной стилистике. Многие из них посвящены любви, и здесь перед читателем рас­крывается новый облик этого чувства. Благодаря особо­му ритму и образам мы словно переносимся в неспеш­ную и величественную пору Древних Эллады и Рима, видим воспевание любви тех времен — неторопливой, возвышенной, как бы скрытой в белом мраморе скульп­тур работы гениальных мастеров:

Где недоступная дева, моих помышлений царица?

В мраморах Фидий своих равной не зрел никогда,

Я же сходного с ней не знал созданья — и что же?

Тирсу покорный, и ей клялся пожертвовать я.

Многоликость и образность любви воспевались Фе­том до конца жизни. Уже будучи стариком, он продол­жал создавать стихи, пронизанные неослабевающем жизнелюбием.

Еще одна любовь, воспетая поэтом, — это любовь к жизни. Она присутствует абсолютно во всех стихах, да­же в тех, которые посвящены смерти или душевным не­урядицам. Рационалист в жизни, Фет в своем творчестве выражал восхищение самой возможностью существовать, видеть окружающий мир, и быть певцом. Вопреки своей не самой легкой судьбе, поэт мог находить источники ще­дрого душевного света и изливать их на бумагу.

У молодого Фета жизнелюбие бьет ключом. Оно не просто присутствует в стихах, оно заставляет их ки­петь. Поэт любит этот мир в каждом его проявлении, в каждой мелочи:

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен

И реки блестят извивы.

Широко раскрытыми глазами Фет смотрит вокруг — и восхищается. С возрастом изменятся только способы выражения его эмоционального отношения к жизни. До конца жизни оптимизм не покинет поэта.

Любовь к женщине, природе и жизни — это фун­дамент, опора творчества А. Фета. Но он еще и просто любил людей. И посвящал им прекрасные поэтичес­кие строки. Мы видим посвящение Льву Толстому и Ф. Тютчеву, А. Л. Бржеской и А. Майкову. В разное время они были его друзьями, близкими людьми, они помогали Фету жить. Стихи, посвященные им, столь же прекрасны, как и прочие произведения поэта. Вот строки из послания-посвящения А. Л. Бржеской — давнему и близкому другу Фета, одной из самых до­рогих ему женщин:

Далекий друг, пойми мои рыданья,

Ты мне прости болезненный мой крик.

С тобой цветут в душе воспоминанья,

И дорожить тобой я не отвык.

Любовь стала неисчерпаемым источником вдохно­вения не только для А. Фета. Но в его стихотворениях любовь воспета на долгие времена. Восхищаться ими будут до тех пор, пока на свете существует прекрас­нейшее из чувств.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.