Сочинение на тему: Народ, власть, история в романе «Петр Первый»

Народ, власть, история в романе «Петр Первый».

В романе А. Толстой воссоздает основные вехи истории Рос­сии на рубеже XVII-XVIII вв. Он рисует стрелецкие мятежи, покорение Азова, войну со Швецией, строительство Петербур­га. Писатель охватывает жизнь и быт во всех их проявлениях, переходя от изображения отдельных персонажей к массовым сценам и созданию собирательного образа народа.

А. Толстой разворачивает картину жизни разных слоев обще­ства. Люди из низов — крестьяне, беглые, холопы, стрельцы, монахи, солдаты — выступают в реалистически жизненных ка­чествах. Даже эскизно данный образ человека из народа настолько схвачен в каких-то колоритных чертах, что запоминается сразу. Отдельные персонажи не сливаются во что-то безличное, они оттеняют, представляют ту или иную черту облика народа.

Федька Умойся Грязью — один из строителей Петербурга, народные мастера братья Воробьевы, пытанный, мученный Июда из шайки Овдокима, убежавший от помещичьей кабалы Цыган и многие другие представляют многоликую народную Русь. А. Толстой подчеркивает, что русский человек умеет кра­сиво работать, он вынослив, добр, отзывчив, иногда плуто­ват, хитер, но долготерпелив. Кузнец Жемов — человек не толь­ко редкого изобретательного ума и мастеровитых рук. Он — мечтатель. Его притягивает к себе свобода небесного простора. Этот русский Икар пытается летать, сделав себе крылья. Из низов выбивается Алексашка Меньшиков, Ивашка Бровкин. Российская земля оказывается способной рождать «собствен­ных Платонов».

Однако народ выступает и как косная сила, не принимаю­щая царские реформы, не желающая никакой новизны в его пусть тяжелой, бесправной, но устоявшейся жизни. Люди живут по патриархальным законам, им кажется, что именно наруше­ние старины приводит к опустошению и оскудению полей, к голоду. При Петре жизнь народа становится еще тяжелее — царь вовсе не ставит целью облегчить состояние народа. Измученные крестьяне бегут в леса, уходят в раскольничьи скиты.

Взаимоотношения народа и власти — одна из основных ли­ний романа. На протяжении всего повествования проводится мысль, что народ — орудие в руках государства, власть пользует­ся его терпеливостью и покорностью.

После смерти царя, в смутное время междуцарствия, народ в растерянности. Он боится грядущего. Эти настроения используют сторонники Софьи в борьбе за власть. Возбужденные подстрекательством против Петра взбунтовавшиеся люди жестоко и бессмысленно убивают других. Они оказываются только ору­дием в достижении власти.

Выросший Петр понимает, что опора в его деятельности — народ. Поэтому он приближает к себе наиболее талантливых про­стых людей. Но, придя к власти, Петр действует так же, как и его предшественники: осуществляет свои замыслы за счет угне­тения и жестокости по отношению к народу.

Власть не берет в расчет желания народа. Когда не прини­мающие петровских реформ стрельцы поднимают бунт, Петр жестоко расправляется с ними, насильно, через виселицы, дыбу, вводя новыя законы и нормы.

В периоды войн патриотизм народа всегда снимал противо­стояние его и власти. Война со Швецией не могла бы окончить­ся победой, если бы Петр не слился со своей армией. Он стал частью народа — тянул пушки, стрелял, испытывал все тяготы походной солдатской жизни. Это воодушевляло солдат, уничто­жало пропасть между царем и народом.

Строительство новой столицы, долженствующей показать могущество власти, снова потребовало рабского труда русского народа. Снова власть видит в народе только средство исполне­ния своих державных замыслов. Петербург растет на костях ты­сяч крепостных, погребенных в невских болотах.

Отношения между народом и властью прослеживаются как противоречивые, сложные. А. Толстой не оправдывает насилие над народом, но, вместе с тем, всем повествованием дает по­нять, что без этого эпохальные преобразования были бы невоз­можны.

Дополнительная литература.

Алпатов А.В. Алексей Толстой — мастер исторического романа. М., 1958.

Крестинский Ю.А. А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. М., 1960.

Крюкова А.М. А.Н.Толстой и русская литература. М., 1990.

Налдеев А.П. Алексей Толстой. М., 1974.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.