Сочинение на тему: Народная жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Народная жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» чрезвычайно ши­роко охватывает народную жизнь пореформенной Руси. Некра­сов пытается найти ответ на мучавший его вопрос: «Народ осво­божден, но счастлив ли народ?»

Форма путешествия в поисках счастливого человека давала возможность создать панораму крестьянской Руси, изобразить все социальные слои, показать пеструю действительность рос­сийской жизни после реформы 1861 г.

О положении народа красноречиво говорят названия мест, из которых идут крестьяне-правдоискатели. Они «временнообя­занные» «Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорож­ней волости из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Ра­зутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки тож». Со­циальный смысл названий заостряет внимание на бедственном положении народа, счастье которого «дырявое, с заплатами, кровавое с мозолями». Среди крестьян правдоискатели и не пы­таются найти счастливого. Жизнь дореформенной Руси обрисо­вана в песнях «Барщинная», «Голодная», «Солдатская», «Весе­лая», «Соленая». Ее олицетворением становится мужик Кали­нушка, у которого

С лаптя до ворота Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот,

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый Еле Калина бредет.

Но и послереформенная действительность ненамного лучше: те же голод, нищета, изнурительный труд, произвол властей.

Некрасов показывает, что даже в таких условиях сохраняют­ся лучшие народные качества — трудолюбие, сострадание и со­чувствие к другим, стойкость, ненависть к рабству.

Поэт рисует несколько типов крестьян, включающих все мно­гообразие отдельных характеров. Прежде всего это те, кто спосо­бен задумываться над своим положением, задавать вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» В них уже разбужена мысль, заставляющая доискиваться истины. Это семеро мужиков-правдоискателей, которые вначале понимали счастье как «покой, богат­ство, честь». Однако эти критерии ставятся под сомнение с появ­лением Якима Нагого. Он понял, кому достаются плоды крестьян­ского труда; понял и то, что не деньги приносят счастье — во время пожара он спасает не целковые, скопленные за долгие годы, а «картиночки» — духовную ценность.

Еще один тип крестьян — борцы за народ. Таковы Савелий — богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр.

Савелий — стихийный народный бунтарь, оправдывающий бунт крестьянской философией: «Недотерпеть — пропасть, пе­ретерпеть — пропасть». Савелия не сломили ни каторга, ни жиз­ненные лишения. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится». Его слова «Наддай!» звучат призывом к борьбе против угнетателей.

Ермил Гирин своей жизнью опровергает первоначальные представления о счастье крестьян-правдоискателей. Он был ста­ростой, имел все, что надо для счастья: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но защищая народные права, он попадает в острог. Меняется идеал счастья в сознании крестьян:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!

В сказе «О двух великих грешниках» разбойнику Кудеяру про­щаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского, издевав­шегося над народом. В этом сказе звучал призыв к открытой борьбе с царизмом.

Некрасов, создавая образы крестьян-борцов, подчеркивает стихийность их борьбы как ответ на притеснения помещиками. Но поэт отмечает тенденцию народной жизни — пробуждение сознания крестьян.

В поэме большое место занимает образ женщины-крестьянки Матрены Тимофеевны. История ее жизни типична — она от­дельными штрихами, эпизодами рассредоточена в стихах Не­красова. В Матрене Тимофеевне «нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой». Но эта женщина сохранила достоинство, не превратилась в бессловесную рабыню. На любую несправед­ливость она отвечает действием, находит выход из самых драма­тических ситуаций. В ней растет протест: «Я потупленную голо­ву, сердце гневное ношу».

Идеи борьбы зреют не только в отдельных героях, но и в массах, и переходят в бунты:

… иногда пройдет Команда. Догадаешься:

Должно быть, взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь!

Некрасов не идеализировал русское крестьянство. Он пока­зывает, что среди крестьян есть и пьяницы, и лодыри, и бес­словесные рабы. Но особенно возмущает поэта холопство, доб­ровольное рабство. С негодованием он рисует образы «счастли­вого» «холопа примерного Якова верного», чувствительного хо­луя И пата.

Встречи с разными людьми изменяют представления крестьян- правдоискателей о счастье. Происходит постепенное духовное рас­крепощение крестьян. В главе «Пир на весь мир» появляется образ «народного заступника» Гриши Добросклонова, интеллигента-разночинца, революционера, знающего, в чем состоит его сча­стье: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего». Гри­ша не боится за «честное дело» пойти на испытания. Он видит пробуждение народа и это наполняет его радостью:

Рать подымается Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Мужики прислушиваются к Грише, но последнюю песню «Русь» они не слышат, иначе

Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Образом Гриши Добросклонова Некрасов отвечал на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»

Дополнительная литература.

Аникин В.П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1973. Бойко М.И. Лирика Некрасова. М., 1977.

Розанова И.А. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Коммента­рий. Л., 1970.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.