С приходом к власти фашистов жить русским писателям в Германии было сложно. Последним написанным в Германии романом был «Приглашение на казнь» (1938 г.). Одновременно Набоков работал над романом «Дар», который представляет настоящую энциклопедию русской литературы, встречаются имена чуть ли не всех крупнейших писателей. Особое место за­нимает Пушкин. Его антиподом является Чернышевский, от ко­торого из русской литературы стало уходить прекрасное, утили­тарность, заданность начали вытеснять эстетическое.

В. Набокову Принадлежит роман «Приглашение на казнь», определяемый критикой как экзистенциальная антиутопия.

Герой Цинциннат Ц. повинен в своей непрозрачности, сле­довательно, непохожести на других, вполне прозрачных, оди­наковых, оптимистичных граждан некоего фантастического то­талитарного государства, где царит тоталитарное сотрудничест­во с режимом. Цинциннат томится по раю некоего далекого прошлого и должен быть казнен за «гносеологическое» преступ­ление. Но тюремщикам мало просто казнить человека, они хо­тят низвести его до соучастия в собственной казни. И жена, и мать, и все родственники Цинцинната призывают его покаять­ся в собственной непрозрачности. Здесь сразу узнается вечное стремление палачей втоптать жертву в грязь, вынудить призна­ние даже у невиновного.

Современники увидели в романе аллюзию на тоталитарное государство (тогда — фашистская Германия и сталинская Рос­сия). Победа любой формы тоталитаризма — это приглашение на казнь для всего свободного и творческого. Цинциннат стра­дает от одиночества, ищет близкую душу и не находит. Он ок­ружен пошляками и предателями. Даже ребенок — средоточие всего прекрасного и физически, и духовно — заманивает его в ловушку. Боль и страдания Цинцинната — это единственно на­стоящее. Общий мир, так называемая «реальность», носит бре­довый, мнимый, бутафорский характер. В этом мире реально только свое «я».

Эмигрантский критик Бицилли в связи с этим романом го­ворит о возрождении искусства аллегории, устанавливая связи Набокова с Салтыковым-Щедриным и Гоголем, особенно в разработке темы «жизнь есть сон». Но Сон — родной брат Смер­ти. А раз так, то жизнь и есть смерть. Вот почему после казни Цинцинната, не его, а палача уносит на своих руках одна из трех Парок — богинь смерти. Цинциннат же уходит туда, где стоят существа, подобные ему.

На этой странице искали :

  • приглашение на казнь анализ
  • набоков приглашение на казнь АНАЛИЗ