Сочинение на тему: ПРОСТЫЕ ЛЮДИ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

ПРОСТЫЕ ЛЮДИ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Великий русский поэт Н. А. Некрасов был сыном небогатого помещика. Жизнь в усадьбе, принадлежа­щей отцу, человеку суровому, имевшему жестокий нрав, познакомила будущего поэта с наиболее темными сторонами крепостничества, помогла увидеть и понять душу крестьянина. В раннем детстве Некрасов много времени проводил, играя с крестьянскими детьми, хотя вообще-то ему, как господскому сыну, такое категори­чески запрещалось.

Естественно, что на основе детских впечатлений и последующих житейских наблюдений более зрелого возраста у поэта сформировалось особое отношение к простым людям. По его мнению, они куда более за­служивали уважения, нежели дворяне и помещики. К тому же Некрасов еще и глубоко сочувствовал угне­тенному положению крепостного крестьянина.

Такая авторская позиция нашла наиболее полное от­ражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это про­изведение писалось с вполне конкретной целью — пока­зать обществу катастрофическое положение крестьяни­на, рассказать о нелегкой жизни обыкновенного сельского труженика и заставить читателя симпатизировать ему. Более того, поэма должна была побудить читателя, если это от него зависело, к конкретным действиям.

Поэма написана о простых людях, причем ее пове­ствование было в очень большой степени публицистич­ным. Поэт стремился к максимальной достоверности в изображении тех или иных деталей быта. Более того, он старался быть объективным и никоим образом не идеализировал простонародье. Среди героев поэмы, попадающих под определение «простые люди», встре­чаются не только положительные. Есть там и те, кто вызывает возмущение или пренебрежение. Многие из них достойны всяческого осуждения.

Сразу же можно заметить, насколько поэт озабочен непросвещенностью крестьян. В те времена найти сре­ди сельских жителей грамотного было очень трудно. Все, что люди узнавали о мире, исходило из каких-ли­бо устных рассказав. Рассказчики при этом часто сами слабо разбирались в сути дела. Даже примитивные лу­бочные картинки, и те распространялись коробейника­ми по принципу внушительности того, кто изобра­жен, — не имело никакого значения, чем прославился тот или иной полководец.

Шалишь! Перед крестьянином Все генералы равные,

Как шишки на ели.

Чтобы продать плюгавого —

Попасть на доку надобно,

А толстого да грозного Я всякому всучу.

Искренне сочувствуя беспросветной темноте наро­да, Некрасов восклицает:

Эх! эх! придет ли времечко,

Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого —

Белинского и Гоголя С базара понесет?

Непросвещенность людей порождала их доверчи­вость. В самом деле, так ли уж сложно образованному помещику обмануть крестьянина, который всю жизнь только и видит, что тяжелый труд на кого-то. Даже если крестьянин уже немало натерпелся от своего барина, тот сможет заставить его плясать под свою дудку — стоит только пообещать крестьянину что-нибудь. Например, как в эпизоде с Последышем-Утятиным, — поемные лу­га. Богатая земля, которая находится в полной собствен­ности помещиков, — чем еще можно более надежно за­манить крестьянина в западню. Выполнять условия сделки вовсе необязательно — ведь помещики сами оп­ределяют условия выкупа.

Другим пороком простого человека Некрасов счита­ет его готовность находиться у кого-то в подчинении, причем в подчинении полном и безоговорочном. И это неудивительно — вековая кабала не может не изменить психологии: очень многие простые люди не представля­ли себе, как можно обойтись без помещика. Особенно это касалось дворни и лакеев. Они всю жизнь проводи­ли рядом с господином, жили с ним в одном доме. С дворней и лакеями барин обходился несколько иначе, чем с крестьянами. Прислуга и питалась лучше, и оде­валась красивее, и жила всегда в тепле, а порой и кое- какие деньги ей перепадали. Естественно, для дворни было куда страшней потерять своего хозяина. Показа­тельным в этом плане может служить эпизод из проло­га к главе «Крестьянка», где описывается брошенная помещиком усадьба. Хозяин за границей, управитель при смерти, а слуги продолжают как-то существовать. Одновременно дом понемногу по частям разбирается: используются на дрова резные стойки с крыльца, от­винчиваются медные ручки, и уносятся даже изразцы. И жалок здесь певец с неким волшебным голосом. Его дар оказывается нужным для того, чтобы перекликать­ся с дьяконом, зазывающим пить водку.

А в главе «Счастливые» читатель видит совсем иной типаж дворового человека. Любимый раб князя Переметьева хвастается тем, что вылизывал за хозяи­ном тарелки и допивал заморские вина. На смех наро­ду он выставляет даже свою подагру как достояние и предмет любования:

Не вашей подлой хворостью,

Не хрипотой, не грыжею —

Болезнью благородною…

Я болен, мужичье!

По-да-грой именуется!

Этот лакей, хотя и достоин осмеяния, но очень по­нятен: ему хорошо жить, уютно и сытно. Этим он и гор­дится.

Еще одна история о взаимоотношениях барина и холопа — это история «холопа примерного — Якова верного». Здесь мы видим, насколько глубокой может быть преданность и насколько черной — неблагодар­ность. Барин, которому служил Яков, бил его, унижал. А когда на господина навалилась болезнь, холоп Яков оказывается чуть ли не братом. Трагический финал ис­тории становится уроком для господина, но надолго ли? Смерть Якова символизирует безнадежность, кроющу­юся за вроде бы более выигрышным, благополучным положением дворового относительно крестьянина.

О случаях подлости, неблаговидных поступках са­мих крестьян Некрасов также рассказывает на приме­ре поведанной Игнатием Прохоровым истории о крес­тьянском грехе. Этот грех — предательство себе по­добных. Издавна предательство называлось иудиным грехом и считалось самым непростительным. А тот, кто в угоду собственной выгоде оставляет в кабале множе­ство людей, действительно иным, кроме как предате­лем, считаться не может.

Таким образом, простые люди зачастую сами нахо­дят способ усугубить свое и без того трудное положе­ние, и это целиком и полностью их вина. Но тем не ме­нее, Некрасов умом и сердцем на стороне угнетенной части народа. И это читается практически в каждой строчке поэмы.

Глава «Пьяная ночь» полностью посвящена описа­нию того, каким образом мужики дают себе, говоря со­временным языком, разрядку. Как ни скверно, но для них единственным доступным способом в таких случа­ях оказывается водка. Пьянство считается у мужика способом забыться, выскользнуть из пут обыденной жизни, не несущей в себе никакой радости. Казалось бы, пропивающая все семья обречена на постоянное прозябание, но ведь непьющим нисколько не легче:

Нет меры хмелю русскому,

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Несмотря на это, русский мужик вызывает неустан­ное восхищение поэта. Некрасов, не забывая о многих недостатках и изъянах простонародья, тем не менее со­здает именно положительный образ этого сословия.

Так получается, по мнению поэта, что именно здесь, в бедных, замученных трудом деревнях, скры­вается истинное величие русского человека. Мужики, простые люди долгие века берегли некое зерно истин­но народной души, охраняя его от кабальной безна­дежности.

Свобода — необходимое условие для того, чтобы простой человек мог раскрыть себя. Причем не та фик­тивная свобода, которую ему, как подачку, дала ре­форма 1861 года. По сути дела, после нее крестьяне ос­тались крепостными, отмена этого российского аналога рабства оказалась мыльным пузырем.

Свобода — это главнейшая цель. За нее можно бо­роться, не стесняясь в средствах. Так утверждает по­эт. И в доказательство представляет нам образ бывше­го каторжника Савелия. Савелий оказался на каторге за то, что был одним из убийц немца — приказчика ба­рина Шалашникова. Немец, очевидно, инженер по об­разованию, построил дорогу в ту далекую лесную де­ревню, где жил Савелий. Вместе с дорогой в деревню пришло и угнетение. И в результате случился тот са­мый, типично русский бунт, который заведомо обречен на поражение, но всегда успевает хоть в какой-то сте­пени отстоять право народа быть свободным. Приказ­чика живьем закопали в землю. Жестокий поступок сквозь строки трактуется поэтом как пример народно­го стремления к свободе.

Вообще, в поэме в определенной мере нашла отра­жение мысль Некрасова о том, что простым непротив­лением произволу бар и ожиданием лучших времен ни­чего не добьешься. Недаром вспоминается и знамени­тый персонаж народной легенды — Кудеяр. Он, по сути своей простой человек, был разбойником. Бремя раз­бойничьего греха огромно, но и оно развеялось, когда Кудеяр расправился с помещиком, творившим беззако­ние. Конечно, Некрасов не призывал напрямую к вос­станию — он скорее предупреждал, что помыкать про­стым человеком не только подло, но и опасно.

Разумеется, не стоит думать, что народ был безза­щитным и беспомощным и преступные шаги не всегда становились единственным способом отстоять себя. За­конные средства тоже иногда работали, но здесь надо было твердо помнить, что фактически законы толку­ются чиновниками произвольно. И то, куда повернется та или иная статья, напрямую зависело от количества денег, которое было у каждой из противоборствующих сторон. Взятки требовались везде, а это означало, что фактически везде царствовало право сильного. Побе­дить помещика, богача можно было, либо располагая своими немалыми деньгами, либо — всем миром.

Победа «всем миром» отражена в рассказе про мельника Ермила Гирина. Его тяжба с купцом Алтын­никовым должна была закончиться поражением мель­ника, поскольку тот оказался без денег, а подьячие торговой палаты потребовали немедленного задатка. Ермила обратился за помощью к народу — его знали и уважали все. И ему помогли:

И чудо сотворилося:

На всей базарной площади У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую Заворотило вдруг!

Ермила выиграл тяжбу. Выиграл потому, что у простых людей оставалось чувство взаимовыручки, потому что простой человек умел уважать и ценить своего собрата, достойного уважения.

Ермила Гирин предстает перед читателем как чело­век небывалой честности. Его, недолго думая, назначили бургомистром, помня, насколько честным и бескорыст­ным этот человек. И получалось, что за семь лет своего бургомистерства Гирин не прибрал к рукам ни копейки народных денег, не попустил виноватого и не обидел правого. Хотя был и у него момент, когда он оступился, поскольку оставался всего лишь человеком.

Ермила выгородил из рекрутчины своего младшего брата. Вместо него на двадцатилетний срок отправили служить сына другой женщины. Однако отступление от совести и честности на один шаг оказался для Ерми­лы чуть ли не губительным — его даже застали за по­пыткой повеситься. Муки совести для Ермила Гирина оказываются столь невыносимыми, что он, с колодками и веревкой на руках, падает на колени перед матерью забранного парня и винится в своем поступке:

Ну, дело все обладилось,

У господина сильного

Везде рука: сын Власьевны

Вернулся, сдали Митрия…

Несмотря на благополучный исход дела, Ермила больше не смог оставаться бургомистром и именно по­этому стал мельником, чем заработал еще больше ува­жения, которое в итоге и помогло ему выиграть тяжбу с Алтынниковым.

Все-таки Гирину во многом повезло. А вот другая крестьянская вотчина, описанная в главе «Последыш», не смогла отстоять себя. Обещанные земли крестьянам не были отданы, мало того, они продолжали даже по­сле освобождения гнуть спину на наследников князя Утятина, вынужденные подыгрывать их подлому спек­таклю. И в итоге остались обманутыми. С одной сторо­ны, есть повод для сочувствия им, но с другой — они сами попали в эту мышеловку.

Некрасов в поэме неспроста заостряет внимание не рекрутской повинности, как на чем-то страшном для крестьянской семьи. Двадцатипятилетний срок служ­бы практически отбирал мужей и сыновей, лишал се­мью кормильца. Вернуться со службы живым удава­лось далеко не всякому, а среди вернувшихся почти не было сохранивших здоровье. Служба была очень тя­желой. И об этом рассказывает старый солдат из гла­вы «Счастливые». Он действительно считает себя сча­стливым:

…Во-первых, счастие,

Что в двадцати сражениях Я был, а не убит!

А во-вторых, важней того,

Я и во время мирное Ходил ни сыт, ни голоден,

А смерти не дался!

А в-третьих — за провинности Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай — жив!

После выслуги лет солдату полагался смехотвор­ный пенсион. Боевые раны оценивались чуть ли не как побои, полученные в базарной драке. Оставшиеся без дома и семьи, оторванные от жизни, старые солдаты зачастую кормились подаянием.

Зная о том, насколько страшна солдатчина, другая героиня поэмы — Матрена Тимофеевна, добирается до самой губернаторши, когда ее мужа незаконно забира­ют в рекруты. Она — еще один персонаж, готовый по­стоять за свое счастье, — точнее за то, что простой че­ловек принимал за счастье. Матрена добивается своего. Это победа, но с отчетливым привкусом горечи — неужели всякий раз в творящееся беззаконие должны вмешиваться сильные мира сего? Неужели крестья­нин, простой человек никогда не получит возможности отстоять свои права сам?

Та же самая Матрена Тимофеевна, жестоко битая жизнью, вспоминает об отдельных эпизодах своей судьбы с ужасом. Ее первенец, Демушка, был загрызен свиньей по недосмотру старика Савелия. И в результате она попала в жернова судебного процесса. Ее — уби­тую горем мать, допрашивали на предмет того, не она ли виновата, не нарочно ли погубила сына. Куда боль­шим наказанием стало то, что Матрену заставили при­сутствовать при вскрытии Демушки. Легко ли матери видеть это? Тем более что Матрена ничего не знала о предназначении этой процедуры и для нее происхо­дящее выглядело просто надругательством над телом. Она выдержала все выпавшее на ее долю. И вынесла из всего очень безрадостное мнение:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

Таковы картины жизни народа, нарисованные в по­эме «Кому на Руси жить хорошо». Бедствующее поло­жение русского простого человека раскрывается перед читателем во всей ужасающей полноте. Поэма всячес­ки преследовалась цензурой — власти не могли допус­тить, чтобы настолько непрекрыто критиковалось госу­дарственное устройство царской России.

Однако оптимизм не истребили в простом человеке, и поэма остается скорее гимном мужику, чем жалобой на его судьбу без всяких намеков на просвет. Недаром в конце поэмы есть такие строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.