Русская литература первого десятилетия XXI века пред­ставляет собой огромное дискуссионное поле. Особенно­стью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Ря­дом сосуществуют элитарная и массовая литература, ли­тература «толстых журналов» и сетература (интернетлитература).

В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чис­тую жанровую форму романа, повести, рассказа.

Они существуют обязательно с каким-то «довеском», часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра. Современ­ные жанровые модификации обусловлены не столько фактора­ми литературной действительности (жанровой эволюцией, син­тезом, имманентными законами литературного развития), сколь­ко внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригиналь­ности. В литературе происходит не естественный жанровый син­тез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произве­дения с обретением не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных ис­кусств. Известны формы филологического романа (мемуары ли­тературоведа, пронизанные литературной критикой, — А. Генис «Довлатов и окрестности», В. Новиков «Роман с языком», А. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени» и др.), компью­терного (виртуальная реальность и поведение человека по зако­нам компьютерных игр — В. Пелевин «Шлем ужаса», В. Бурцев «Алмазные нервы», С. Лукьяненко «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала», А. Тюрин и А. Щеголев «Сеть»), киноро­мана (перевод кино- и телесюжетов на язык художественной прозы — А. Слаповский «Участок», А. Белов «Бригада»), вин­тажного романа (римейк чистых форм, которые были популяр­ны в определенное время — Б. Акунин с проектом шпионского, фантастического, детского образцовых романов), роман-шарж, роман-эссе и др.

Элитарная литература ориентируется на художественную уни­кальность, авторский эксперимент, обращается к философско­му осмыслению мира, к поискам нового героя и новых миро­воззренческих основ. Писатели моделируют новые жанровые формы, модифицируют сложившиеся жанры романа, повести. В результате трансформаций появляются синтетические жанры: Писатели, уточняя специфику созданной формы, в подзаглавии дают жанровые определения своим произведениям: А. Каба­ков «Дом моделей. Повесть скучного времени», Н. Рубанова «Люди сверху, люди снизу. Текст, распадающийся на паззлы», А. Коро­лев «Быть Босхом. Роман с биографией», И. Лиснянская «Хва­стунья. Монороман», С. Боровиков «Крюк. Ненаписанный фило­логический роман», Г. Балл «Крик» пригча-плач, В. Березин «Жидкое время. Повесть клепсидры» и др. Некоторые жанровые образования возникают при синтезе элементов не только раз­ных жанров, но и разных видов искусства. Признаки музыкаль­ных форм можно увидеть в романе-опере Л. Гиршовича «Вий, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя», Е. Шварц «Концерт для рецензий», в повести-романсе Ж. Снежкиной «Люблино».

На этой странице искали :

  • современная русская литература 21 века
  • Русская литература 21 века
  • сочинение на тему герои 21 века
  • сочинение на тему герой 21 века
  • герои 21 века сочинение